Перейти к содержимому страницы.

ОБСУЖДЕНЫ ВОПРОСЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

20.04.2023

Павлодарский педагогический университет имени Әлкея Марғұлана совместно с Новосибирским государственным педагогическим университетом провел международный круглый стол «Преодоление проблем инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Казахстане и России».

Организатором мероприятия выступил Центр педагогических исследований Margulan university.

Основная цель мероприятия - обсуждение вопросов инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Казахстане и России среди научного сообщества.

Мероприятие объединило более 140 участников, среди которых специалисты отдела по защите прав детей и инклюзивного образования Управления образования Павлодарской области, ученые, учителя городских и сельских школ, преподаватели университетов, специалисты инклюзивного и специального образования, студенты колледжа и университета образовательных программ «Специальная педагогика», «Педагогика и психология» и «Информатика».

С докладом о цифровой трансформации специального образования как драйвере персонализации образовательного результата выступил декан Института детства НГПУ, доктор психологических наук, профессор Рубен Агавелян. Профессор указал на необходимость развития цифровой компетенции специального педагога на примере развития специального образования в Новосибирской области.

Об опыте подготовки специальных педагогов для психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями рассказала доктор PhD, преподаватель-исследователь Высшей школы педагогики Дана Хамитова. Были обсуждены вопросы необходимости качественной подготовки педагогов-ассистентов, возможности переподготовки учителей-предметников для инклюзивного образования.

Одним из интересных выступлений стал доклад руководителя психологической службы АНОО школы «Аврора», магистра психологии Марии Луцкой. Она рассказала о программе развития инклюзивного образования в частной школе города Новосибирска, инструментах корпоративного обучения для эффективной реализации инклюзии и проведения инклюзивных уроков.

Директор центра педагогических исследований, кандидат педагогических наук Алмагуль Асаинова представила результаты научного исследования об обучении информатике детей с ментальными нарушениями. Детальный анализ научных исследований показал пути развития инклюзивного обучения информатике. Исследовательской группой организованы занятия с детьми в частном центре, благодаря чему они получили практические навыки работы с офисными программами, графической визуализации, программирования в Scratch. Дети участвуют в конкурсах по робототехнике. Участники встречи также обсудили проблемные вопросы трудоустройства людей с ментальными нарушениями для работы в ИТ-сфере.

Руководитель инновационно-инклюзивного центра «BrainPark» Жанара Аубакирова поделилась практическим опытом реализации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в пространстве частного центра. Представлены результаты обучения информатике детей с ментальными нарушениями, условия успешной социализации, методы подготовки детей для занятий информатикой. Центр активно сотрудничает с университетом, школами, фондами в реализации совместных проектов. Слушатели выразили готовность к сотрудничеству.
Для реализации инклюзивного образования используются цифровые технологии, о которых рассказала доктор PhD, ассоциированный профессор Высшей школы естествознания Дария Абыкенова. Она представила задания на развитие вычислительного мышления, интерактивные упражнения, которые выполнялись детьми с ментальными нарушениями. Алмагуль Асаинова, Жанара Аубакирова и Дария Абыкенова входят в исследовательскую группу проекта ИРН AP14872400 «Методология обучения инклюзивной информатике в системе общего и дополнительного образования как условие профориентации детей с ментальными нарушениями» (руководитель Алмагуль Асаинова).

Заключительным выступлением стала речь методиста кабинета поддержки инклюзии школы №6 города Павлодара Зульфии Каримбаевой об инклюзии в государственной школе. Создан кабинет поддержки инклюзии, в котором занимаются 13 учеников с особыми образовательными потребностями, проводится множество мероприятий для детей, родителей, специалистов для повышения качества инклюзивного образования. Участники круглого стола отметили важность участия родителей в инклюзивном образовании и включения их в учебный процесс.

В целом, за круглым столом были обсуждены наиболее важные и животрепещущие вопросы инклюзивного образования. Поставленные вопросы специалистами инклюзивного образования были прокомментированы специалистом отдела по защите прав детей и инклюзивного образования Управления образования Павлодарской области. Участники встречи обозначили планы дальнейшей работы и сотрудничества в области инклюзивного образования.