Научная деятельность
Научная деятельность образовательной программы «Социальная педагогика и педагогическая поддержка в образовании»
Научно-исследовательская работа образовательной программы «Социальная педагогика и педагогическая поддержка в образовании» реализуется в университетской программе исследований по теме: «Развитие профессиональной подготовки социальных педагогов в условиях Life Long Learning».
Профессиональный рост ППС находит отражение в научно-исследовательской деятельности. Так, например, в рамках ОП работают доктор PhD Алибаева Ж.Е., которая обучалась по специальности «6D012300 – Социальная педагогика» по целевому заказу ППУ и преподаватель-эксперт Таженова Г.Б. является выпускником специальности докторантуры «6D012300 – Социальная педагогика». Жумажанова Г.И. продолжает обучение в докторантуре ЕНУ имени Л.Н.Гумилева по специальности «6D012300 – Социальная педагогика».
Кадровый потенциал отражает подготовленность преподавателей к выполнению своих функций, как в настоящий момент, так и их возможности, к осуществлению педагогической деятельности в долгосрочной перспективе с учетом возраста, научной и педагогической квалификации, практического опыта, деловой активности, качества деятельности.
По профилю подготовки ОП 6В01811 – «Социальная педагогика и педагогическая поддержка в образовании» учебный процесс обеспечивают 13 преподавателей, из них 1 доктор наук,4 кандидата наук, 2 доктора философии PhD, 6 магистров.
ППС, реализующий ОП является главным ресурсом учебного процесса. Образовательная программа 6В01811 – «Социальная педагогика и педагогическая поддержка в образовании» имеет достаточный штат преподавателей, общее количество которых определяется с учетом количества дисциплин, нормативов учебной нагрузки, контингента студентов.
Кадровый состав преподавателей, обеспечивающих реализацию 6В01811 – «Социальная педагогика и педагогическая поддержка в образовании» сформирован из высококвалифицированных и компетентных сотрудников, имеющих достаточно большой опыт научно-педагогической и практической деятельности.
Преподаватели ОП совершенствуют свое мастерство через курсы повышения квалификации, обучающие семинары, тренинги и стажировки в центральных вузах страны и за ее пределами. Повышение квалификации ППС за рубежом осуществляется как по общим программам, так и в рамках индивидуальных поездок на стажировки, семинары и тренинги.
В 2022 году преподаватели проходили следующие курсы:
Нурмагамбетова Б.А., Шавалиева З.Ш. «Development of students functional literacy within the framework of the «PiSA» international study» в Университете Стамбула (Турция); Мустафина Раушан Суюндиковна «Есть контакт: как повысить студенческую вовлеченность» Зимняя школа Almau-2022; Алибаева Ж.Е., Сарсембаева Э.Ю., Утилова А.М.,Солтанбаева Б.Ф., Халелова А.Х.,Мустафина Р.С. «Учиться легко: нейропсихология в раннем детском и школьном возрасте» на образовательной платформе «SKLAD»; Э.Ю.Сарсембаева «Advanced training seminars Management in the higher education in the field of psychology and special pedagogy» Napoli, Italy; Нургалиева А.К. «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках инклюзивного образования».
В 2023 году Нурмагамбетова Б.А. Исследовательская деятельность педагога «Action Recearch и Lesson Study» SKLAD , «In formal recognition of the completion of the international online-internship «Bullying-prevention strategies: ways to promote an anti-bullying school climate» SKLAD, «Профессиональные компетенции учителя, работающего в условиях инклюзивного образования» SKLAD, «In formal recognition of completion of the international online internship «Educational spaces꞉ international approaches and sustainable solutions for creating a prosperous educational environment» SKLAD; Шавалиева З.Ш., Алибаева Ж.Е., Утилова А.М., Сарсембаева Э.Ю., «Менеджмент в образовании: организация и управление студентоцентрированным обучением»; Нурмагамбетова Б.А, Алибаева Ж.Е. Шавалиева З.Ш., Сарсембаева Ж.Е. «Образовательная среда без буллинга: международные подходы к предотвращению издевательств»; Сарсембаева Э.Ю., Мустафина Р. С. «Менеджмент в образовании: управление жизненным циклом образовательной программы», for creating a prosperous educational environment»; Шавалиева З.Ш., Алибаева Ж.Е., Утилова А.М., Мустафина Р.С. «Educational spaces꞉ international approaches and sustainable solutions for creating a prosperous educational environment» SKLAD; Сарсембаева Э.Ю. «Аутоагрессивное поведение подростков» АНО ДПО «СИПППИСР» г.Новосибирск, «Ключи к пониманию ребенка. Диагностика от 0 до 18 лет» SKLAD, «Семейные кризисы, конфликты и измены (методы диагностики, консультирования)» АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"; Алибаева Ж.Е. «Teacher Education KZEMP» в рамках проекта «Усиление потенциала педагогического образования».
Так же ППС совершенствуют навыки по студентоцентрированному обучению через участие в курсах по студентоцентрированному обучению, например, в таких как «Менеджмент в образовании: организация и управление студентоцентрированным обучением», в силлабусах это отражено в конструктивном согласовании целей, заданий, активных методов и заданий по оцениванию.
Ассоц. профессор Сарсембаева Э. Ю. приняла участие в работе семинара-тренинга «Использование технологии CLIL» и применяет данную технологию в процессе обучения студентов.
Шавалиева З.Ш., Алибаева Ж.Е., приняли участие в курсе ПК «Масштабирование финских образовательных программ» на базе университета в 2023 году. В 2024 году большая часть преподавателей ОП продолжает принимать участие в курсе «Масштабирование финских образовательных программ». Одним из важных направлений курса является применение активных и интерактивных методов на занятиях.
ППС активно проводит и участвует в семинарах, например, преподаватель-исследователь ОП Алибаева Ж.Е. организовала и провела совместный семинар с преподавателями школ г. Павлодара. В декабре 2022 года был проведен семинар с участием студентов и социального педагога школы № 31 Бексейтовой А.С.
В ноябре 2023 года был организован и проведен семинар в рамках дисциплины «Деятельность социального педагога в организациях образования» научно-методический семинар «Формирование стратегий предотвращения насилия и жестокости в детско-подростковой среде». В семинаре приняли участие студенты, приглашенные социальный педагог Бексейтова А.С. и психолог Бережная А.А. из СШ № 32 г.Павлодара.
ППС также принимает участие в научно-практических конференциях,например, в декабре 2022 года участие в первой международной научно-практической конференции “Принципы и условия построения инклюзивного образовательного пространства”, в 2023 году в конференции “Лидерство в системе педагогического образования: теоретические и практические аспекты”, в 2023 году во второй международной научно-практической конференции “Принципы и условия построения инклюзивного образовательного пространства”.
ППС ОП осуществляло обучение на ОП «Социальная педагогика и самопознание», сейчас же этот состав продолжает обучать ОП «Социальная педагогика и педагогическая поддержка в образовании», поэтому мы решили отразить научно-исследовательскую деятельность за последние 5 лет (2019-2024) . ППС было опубликовано 73 научные статьи:
- в отечественных изданиях, в т. ч. рекомендованных КОКСОН –29;
- в журналах, включенных в международные базы цитирования –21;
- в журналах, имеющих индекс цитирования РИНЦ – 3;
- в сборниках международных, научных конференций-40.
ППС участвовало в университетской программе исследований 2022-2024 г «Научно-методическое обеспечение развития актуальных профессиональных компетенций педагога в условиях формирования Нового Казахстана» по теме «Развитие профессиональной подготовки социальных педагогов в условиях «Life Long Learning».
В рамках темы были опубликованы статьи и разработаны пособия, на которые получены авторские свидетельства.
Результаты международного сотрудничества в области научных исследований и реализации совместных международных проектов отражены в публикациях ППС: доцент Нурмагамбетова Б.А. опубликовала статью «The Views of Kazakh Teacher Candidates on Children s Rights» совместно с турецкимим коллегой из Турции Университета г.Токат университет Гази Османпаша профессор PhD, доктор Омер Фарух Сонмез. Преподаватель-исследоватаель Утилова А.М. опубликовала совместную статью «Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках» с коллегами из Таджикского государственного педагогического университета им. Айни Бобизода Г.М., Гулов Т.Ё.
По направлению «Использование результатов НИР и УМР в учебном процессе»:
Профессор Нурмагамбетова Б. А. проводили курсы для преподавателей общеобразовательных школ и педагогов дошкольных организаций: «Включение детей с ООП в общеобразовательный процесс».
Преподаватели ОП разрабатывают учебно-методичееские пособия, которые применяются в учебном процессе.
Утилова А.М. и Сулейменова Г.А. (Жанатова) разработали учебно-методическое пособие «Основы организации научно-исследовательской деятельности в школе», Нурмагамбетова Б.А. и Утилова А.М. учебно-методическое пособие “Менеджмент в образовани”.
Нургалиева А.К., Нургалиева Ак.К. выпустили пособия “Лидерство в образовании”, “Технологии социально-педагогической работы.” Нургалиева Акмарал Кажимуратовна “Тестовые задания по социальной педагогике”.