Перейти к содержимому страницы.

"ИНКЛЮЗИЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ": МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОШЛА В МАРҒҰЛАН УНИВЕРСИТЕТЕ

11.10.2024

10-11 октября 2024 года на базе Павлодарского педагогического университета имени Әлкей Марғұлан прошла международная научно-практическая конференция «Инклюзия в цифровом обществе: реалии и перспективы развития», посвященная инклюзивному образованию в условиях цифровой трансформации. Участники обсудили актуальные вопросы профориентации, инклюзии и использования современных цифровых технологий для создания равных образовательных возможностей.
Конференция организована в рамках грантового проекта AP14872400 «Методология обучения инклюзивной информатике в системе общего и дополнительного образования как условие профориентации детей с ментальными нарушениями», направленного на разработку инновационных методик, которые помогут ученикам с особыми образовательными потребностями адаптироваться к новым вызовам цифрового общества.

Цель конференции – объединить усилия ученых, преподавателей и практиков, обсудить актуальные вопросы доступности и инклюзивности образования в условиях цифровой трансформации общества. Особое внимание уделено вопросам внедрения STEM-образования для учащихся с особыми образовательными потребностями и использования цифровых технологий для создания равных возможностей для каждого.

На конференции выступили ведущие ученые, педагоги и эксперты в области инклюзивного образования из Казахстана, России, США и других стран, включая таких почетных гостей, как профессор Муаззам Али Хаттак из университета Quaid I Azam Исламабада (Пакистан), профессор Р.О. Агавелян (Новосибирский государственный педагогический университет, профессор Р.Ж. Аубакирова (Торайгыров университет).

Профессор Муаззам Али Хаттак (Prof.Muazzam Ali Khattak) рассказал об исследованиях в области кибербезосности в образовании, как фактора реализации инклюзивности и доступности образовательной среды. Профессор, доктор психологических наук Р.О. Агавелян представил результаты научного проекта «Белая книга инклюзивных профессий», способствующая самоопределению подростков с особыми образовательными потребностями в контексте цифровой трансформации общества. «Это многообразие выборов современной профессии, в том числе профессий цифрового формата, о них нельзя забывать, их необходимо классифицировать, кодифицировать и превращать в действительно большой широкий атлас профессий для людей с ограничениями, которые могли бы самореализоваться через них» - подытожил профессор Р.О. Агавелян. Доктор педагогических наук, профессор Р.Ж. Аубакирова обсудила вопросы инклюзивного образования в высшем образовании и необходимые меры, которые нужно решить при реализации доступности.

С докладом также выступила руководитель проекта AP14872400 «Методология обучения инклюзивной информатике в системе общего и дополнительного образования как условие профориентации детей с ментальными нарушениями» к.п.н., профессор А.Ж. Асаинова, она осветила вопросы нейроразнообразия, проблемы профессионального трудоустройства людей с ментальной инвалидностью, показала успешный кейс профессиональной IT-подготовки этой маргинализированной группы населения и развития цифровых навыков для дальнейшей работы в на IT-рынке труда. Руководитель инклюзивного центра BrainPark (г. Павлодар) Ж.Т. Аубакирова рассказала о методике обучения информатике детей с ментальными нарушениями, метриках измерения цифровой грамотности. За три года участники исследования, школьники с ментальными нарушениями, прибрели новые навыки и стали участвовать в профессиональных ИТ-конкурсах. Исследователи отметили, что с результатами исследования можно ознакомится на сайте университета incinformatics.ppu.edu.kz.

Во второй день конференции прошли выступления молодых ученых в области инклюзивного образования. Темы касались искусственного интеллекта в инклюзивном и специальном образовании, цифровых технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями, особенности разработки доступного образовательного материала.

«Дискуссии конференции позволили по-новому взглянуть на актуальные вопросы цифровизации, инклюзии и профориентации для детей и молодежи с особенностями развития» - отметила модератор конференции, асс.профессор Абыкенова Д.Б..