Перейти к содержимому страницы.

«ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ И УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО БИОЛОГИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ»

«ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ И УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО БИОЛОГИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ»

Сроки реализации: 2022-2024 гг

Источники финансирования: Государственное учреждение «Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан».

Цель проекта – Научно-методологическое обоснование комплексного использования цифровых технологий и учебно-опытной работы на пришкольном участке в процессе обучения биологии в сельской школе.

Ожидаемые результаты:

1. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта применения виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка при преподавании различных дисциплин естественно-научного цикла.

2. Разработка образовательного и методического ресурса по применению виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка в обучении биологии.

3. Исследование влияния применения виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка на эффективность в усвоении материала, формирование предметной компетенции и развитие исследовательских навыков у учащихся в условиях сельской школы.

4. Исследование готовности сельских педагогов к использованию виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка в учебном процессе и разработка теоретико-методологического контента профессиональной подготовки/повышения квалификации учителей для преподавания с использованием цифровых технологий.

5. Трансляция и распространение передового педагогического опыта по созданию и оснащению виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка для нужд образовательных учреждений сельской местности.

Процесс реализации проекта2022 г

1. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта применения виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка при преподавании различных дисциплин естественно-научного цикла

1.1. Составление реферативного обзора по теме проекта

По результатам анализа литературы в рамках проекта опубликованы следующие публикации:

  1. Влияние применения виртуальных лабораторий на успеваемость учащихся при изучении биологии в средней школе / Каримова Б.Е., Жумабекова Б.К. /Сборник материалов Дулати Международных педагогических чтений «Педагогическое образование – основа процветания и стабильности страны: новые возможности и современные тренды». - Тараз, 2022. – С.54-58.
  2. Реализация регионального компонента в процессе обучения ботанике студентов высшей школы / Клименко М. Ю., Жумабекова Б. К., Кабдолова Г. К., Каббасова М. Т. / Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4, № 4. С. 62-72. URL: http://bppasu.ru/article/view/12264.
  3. Опыты и проблемы формирования экологического образования в зелёной школе, Международный научно-методический семинар "Анализ учебных программ в контексте развития "зеленых" учебных заведений", ЕНУ им.Гумилева. 28-10-2022

1.2. Выезд в сельские школы для изучения состояния организации деятельности на учебно-опытном участке

За отчетный период совершены выезды в с. Мичурино Павлодарской области в среднюю общеобразовательную школу. Данная школа выбрана в качестве пилотной площадки, где будут проводится экспериментальные работы, сопровождение работ на пришкольно-опытном участке, внедрение виртуальной лаборатории.

Организация опытной работы с учениками сельских школ:

Посадка учениками саженцев на учебно-опытном участке

Посадка учениками саженцев на учебно-опытном участке

 1.3. Для изучения отечественного опыта осуществлялись выезды в г. Астана в Казахский аграрно-технический университет им. С. Сейфулина и ТОО «Astana Garant Consulting» для участия в обучающих курсах.

 1.4. Выезд за рубеж для изучения опыта использования виртуальной лаборатории и организации деятельности на учебно-опытном участке.

К выполнению проекта, согласно соглашения о коллаборации, была привлечена зарубежная сторона - Алтайский государственный университет, который уже располагает обширной базой педагогических исследований и богатой библиотекой учебно-методической, педагогической литературы и квалифицированным персоналом. Командировка в г. Барнаул (Россия) для работы в АлтГУ позволила получить опыт проведения педагогического исследования и наметить содержание консультационного сопровождения процесса развертывания работ в отечественном вузе.

  1. Влияние применения виртуальных лабораторий на успеваемость учащихся при изучении биологии в средней школе / Каримова Б.Е., Жумабекова Б.К. /Сборник материалов Дулати Международных педагогических чтений «Педагогическое образование – основа процветания и стабильности страны: новые возможности и современные тренды». - Тараз, 2022. – С.54-58.
  2. Реализация регионального компонента в процессе обучения ботанике студентов высшей школы / Клименко М. Ю., Жумабекова Б. К., Кабдолова Г. К., Каббасова М. Т. / Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4, № 4. С. 62-72. URL: http://bppasu.ru/article/view/12264 .
  3. Влияние виртуальных лабораторий биологического цикла на формирование информационной компетентности у учащихся школ/ Каримова Б. Е., Жумабекова Б. К., Кабдолова Г. К., Клименко М. Ю./ Материалы научной конференции в рамках IV конгресса тюрского мира, Турция 27-11-2022, С 208 https://drive.google.com/file/d/1vYBAqxsJCFWIUJVX2XiYk6tR6EyrVOFk/view
  4. Опыты и проблемы формирования экологического образования в зеленой школе/Кожанова А.Е., Хамзина Ш.Ш. /Международный научно- методический семинар: «Анализ учебных программ в контексте развития «зеленых» учебных заведений», ЕНУ им Л.Гумилева 28-10-2022, С 42-46 https://cloud.mail.ru/stock/mRodwmEyj9up8BZZYrdvLpzU 

2023 г.

  1. Virtual laboratories in biology as a means of forming students' digital competence /  Karimova B, Zhumabekova B., Kabdolova G., Klimenko M., Nukenov A./ Proceedings of the 1st International Scientific Conference  «Interdisciplinary  Science  Studies»  (January  19-20,  2023). Dublin, Ireland, 2023. - P. 77-80. URL: https://ojs.publisher.agency/index.php/ISS/issue/view/14/42

  1. Модель "Зеленой школы" как опытная площадка биолого-экологического образования в сельской школе. VIII Международная научно- практическая конференция  "Интеграция научного сообщества перед глобальными проблемами современности", г.Кавасаки, Япония. 8-10 февраля 2023Educational and experimental area and its role in the development of students' biological knowledge / Хамзина Ш.Ш, Кожанова А.Е., / 18th education and development conference Bangkok, Thailand, 5-7 марта 2023г, С 108-115 https://www.ed-conference.org/edc2023-proceedings.html
  2. Virtual Laboratories In Kazakhstan: Current State, Comparative Analysis, Problems And Development Prospects/ Zhumabekova B., Karimova B., Kabdolova G., Klimenko M., Zhexenova J./18th education and development conference [EDC2023] (5th - 7th of March 2023) Bangkok, Thailand. https://www.ed-conference.org/edc2023-proceedings.html
  3. Experimental work as one aspect of the environmental education activities for rural schools in Republic of Kazakhstan/Kozhanova A., Khamzina Sh., Klimenko M., Tarasovskaya N., Zhumabekova B./E3S Web of Conf., 413 (2023) 03036. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202341303036. https://www.e3sconferences.org/articles/e3sconf/abs/2023/50/e3sconf_interagromash2023_03036/e3sconf_interagromash2023_03036.html
  4. Новые возможности оптимизации учебного процесса по биологии с применением виртуальных лабораторий/ Каримова Б.Е., Хамзина Ш.Ш., Жумабекова Б.К./ Вестник Торайгыров университета Серия педагогическая № 1, с 12-26.  https://vestnik-pedagogic.tou.edu.kz/storage/journals/357.pdf

Регистрация учащихся на платформе сайта виртуальной лаборатории

Разъяснения ученикам работы на платформе сайта виртуальной лаборатории

Проведение первой лабораторной работы на платформе сайта виртуальной лаборатории

В рамках реализации проекта грантового финансирования КН МНиВО «Виртуальная лаборатория и учебно-опытный участок как средства формирования предметной компетенции по биологии учащихся сельских школ» 16 февраля 2024 года был проведен семинар "Интеграция цифровых технологий в учебный процесс по естественным наукам: лучшие практики" для педагогов естественно-науного цикла сельских школ Павлодарской области. Семинар проводился на базе Института повышения квалификации педагогических работников Орлеу г.Павлодар, ул. Г. Дюсенова 22/1.

В работе семинара приняло участие 23 педагога с сельских школ Павлодарской области

Семинар проводился согласно плану мероприятий в рамках реализации проекта.

Цель семинара – повышение компетентности преподавателей в области использования цифровых технологий в обучении естественным наукам, а также создание платформы для обмена знаниями и опытом между профессионалами, работающими в этой области.

В ходе работы проведена демонстрация участникам семинара системы работы по развитию уровня профессиональной компетентности по вопросам повышения качества использование цифровых технологий, что, в свою очередь, позволит повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению естественных наук, сделать обучение более интерактивным и доступным, а также будет способствовать развитию ключевых навыков, необходимых для успешной работы в современном информационном обществе.

Семинар начался с выступления научного руководителя проекта к.п.н., профессора Хамзины Ш.Ш., где было рассмотрено практическое применение результатов исследования в разработке образовательного и методического ресурса по применению виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка в обучении биологии для педагогов-предметников.

 На пленарном заседании семинара научные сотрудники Маргулан университета представили свои инновационные подходы к обучению:

Кроме того, участники семинара приняли участие в мастер-классе по написанию научных статей в режиме реального времени.

Участники семинара высоко оценили практическую ценность представленных докладов, отметив их актуальность и готовность использовать полученные знания в своей работе.

После пленарного заседания состоялось практическое знакомство с образовательной платформой "Виртуальные лаборатории по биологии" для 7-х классов. Также, совместно с педагогами школ была написана научная статья в режиме реального времени с использованием различных приложений.

В течение всего семинара участники знакомились с различными подходами и методами работы с виртуальной лабораторией.

В соответствии с программой семинара было представлено три доклада. После каждого доклада проводились дискуссии, и докладчики отвечали на вопросы слушателей.

Подводя итоги, следует отметить, что участники семинара высоко оценили профессионализм выступавших докладчиков.

И одним из главных достижений стало дополнение теоретической базы докладчиков практикующими педагогами сельских школ Павлодарской области и намечен план сотрудничества с Маргулан университетом в направлении цифровизации естесственно-научного образования.

    

     

     

 

 

Список публикаций по проекту - Виртуальная лаборатория и учебно-опытный участок как средства формирования предметной компетенции по биологии учащихся сельских школ  

  1. Virtual laboratories in biology as a means of forming students' digital competence /  Karimova B, Zhumabekova B., Kabdolova G., Klimenko M., Nukenov A./ Proceedings of the 1st International Scientific Conference  «Interdisciplinary  Science  Studies»  (January  19-20,  2023). Dublin, Ireland, 2023. - P. 77-80.

URL: https://ojs.publisher.agency/index.php/ISS/issue/view/14/42

  1. Virtual Laboratories In Kazakhstan: Current State, Comparative Analysis, Problems And Development Prospects / Zhumabekova Bibigul, Karimova Batesh, Kabdolova Gulzhan, Klimenko Mikhail, Zhexenova Jamilya/ Proceedings of international conference " 18th Education And Development Conference 2023". - Bangkok, Thailand, 2023. – Р.142-153 URL: https://www.ed-conference.org/edc2023-proceedings.html
  2. Каримова Б.Е., Жумабекова Б.К., Хамзина Ш.Ш. Лабораторные работы по биологии с использованием виртуальной лаборатории: учебное пособие /  Каримова Б.Е., Жумабекова Б.К., Хамзина Ш.Ш. – Павлодар: Павлодарский педагогический университет имени ӘлкейМарғұлан, 2023.-  92 с.
  3. Каримова Б.Е., Жумабекова Б.К., Хамзина Ш.Ш., Кабдолова Г.К. Методические указания по работе с виртуальной лабораторией на уроках биологии: методическое пособие /  Каримова Б.Е., Жумабекова Б.К., Хамзина Ш.Ш., Кабдолова Г.К. – Павлодар: Павлодарский педагогический университет имени ӘлкейМарғұлан, 2023.-  78 с.
  4. А.Е.Кожанова, Ш.Ш.Хамзина, М.Ю. Клименко. Организация учебно-опытной работы на пришкольном участке. Учебное пособие / Павлодар: Павлодарский педагогический университет им. А.Маргулана г. Павлодар, 2023. – 49 с.
  5. А.Е.Кожанова, Ш.Ш.Хамзина, М.Ю. Клименко. Организация работы на пришкольном учебно-опытном участке. Методическое пособие  по организации деятельности учащихся на учебно-опытном участке для педагогов-предметников / Павлодар: Павлодарский педагогический университет им А.Маргулана г. Павлодар, 2023. – 62 с.
    1. Новые возможности оптимизации учебного процесса по биологии с применением виртуальных лабораторий/ Каримова Б.Е., Хамзина Ш. Ш., Жумабекова Б. К. /Вестник Торайгыров университета Серия педагогическая С.12-26. № 1, 2023 г. Павлодар. КОКСОН. https://vestnik-pedagogic.tou.edu.kz/storage/journals/357.pdf
    2. Educational and experimental area and its role in the development of students' biological knowledge / Хамзина Ш.Ш, Кожанова А.Е., / Bangkok, Thailand, 5-7 марта 2023г, С 108-115. https://www.ed-conference.org/edc2023-proceedings.html
    3. Модель «Зеленой школы» как опытная площадка биолого-экологического образования в сельской школе / Кожанова А.Е., Хамзина Ш.Ш., Байдалинова Б.А., Жумабекова Б.К. / VIII Международная научно-практическая конференция «Интеграция научного сообщества перед глобальными проблемами современности», г.Кавасаки, Япония. 8-10 февраля 2023 г., Т 2, С 162-169. https://www.regionacadem.org/index.php?option=com_content&view=article&id=951:q-q-8-10-2023-&catid=6:2011-09-05-18-10-49&Itemid=13&lang=ru
    4. Применение проектной технологии обучения биологии для сельских школ / А.Е.Кожанова, Ш.Ш. Хамзина, / Вестник Казахского национального педагогического университета им Абая Серия педагогическая №2, 2023, стр 223-231, ККСОН. https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/issue/view/66
    5. Использование возможностей учебно-опытного учатска для формирования биолого-экологических знаний у учащихся сельских школ»/ А.Е. Кожанова, Ш.Ш. Хамзина/ Вестник Костанайского регионального университета им А.Байтурсынова, серия педагогическая №3, 2023, стр 198-210, ККСОН. https://ojs.ksu.edu.kz/index.php/3i/information/authors
    6. Karimova B.Y., Khamzina Sh.Sh., Isakayev Y.M., Zhumabekova B.K.* Virtual laboratory as a factor in the development of cognitive activity of students during biology lessons / 3i: intellect, idea, innovation - интеллект, идея, инновация. - № 1. – 2024. – С. 149-156. DOI:  https://doi.org/10.52269/22266070_2024_1_149
    7. Scientific Herald of Uzhhorod University Series “Physics”, Model of the “Green School” with the use of an educational-experimental site in the formation of biological skills of students in rural schools in the Republic of Kazakhstan, Aktoty Kozhanova,  Sholpan Khamzina, Bibenur Baidalinova, Rakhat Kurmanbayev, DOI: 10.54919/physics/56.2024.179be8, №56 2024
    8. Experimental work as one aspect of the environmental education activities for rural schools in Republic of Kazakhstan/Kozhanova A., Khamzina Sh., Klimenko M., Tarasovskaya N., Zhumabekova B./E3S Web of Conf., 413 (2023) 03036. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202341303036. https://www.e3sconferences.org/articles/e3sconf/abs/2023/50/e3sconf_interagromash2023_03036/e3sconf_interagromash2023_03036.html

Процентиль 25%

  1. Каримова Б.Е., Жумабекова Б.К., Хамзина Ш.Ш., Соколова Г.Г. Представления учителей сельских школ об использовании виртуальных лабораторий в преподавании естественных наук // Современные тенденции в обучении естественнонаучным дисциплинам: практика и инновации: материалы международной научно-практической конференции. – Павлодар: НАО ППУ, 2024. – С. 389-392.
  2. Кожанова А.Е., Хамзина Ш.Ш. Форма исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во вне урочное время // Современные тенденции в обучении естественнонаучным дисциплинам: практика и инновации: материалы международной научно-практической конференции. – Павлодар: НАО ППУ, 2024. – С. 308-311.
  3. Жумабекова Б.К. Перспективы развития обучения естественнонаучным дисциплинам в условиях современных тенденций // Современные тенденции в обучении естественнонаучным дисциплинам: практика и инновации: материалы международной научно-практической конференции. – Павлодар: НАО ППУ, 2024. – С. 172-175.
  4. Реализация регионального компонента в процессе обучения ботанике студентов высшей школы / Клименко М. Ю., Жумабекова Б. К., Кабдолова Г. К., Каббасова М. Т. / Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4, № 4. С. 62-72. URL: http://bppasu.ru/article/view/12264.
  5. Batesh Karimova, Sholpan Hamzina, Bibigul Zhumabekova, Aktoty Kozhanova, Mikhail Klimenko (2024). Improving biological training in rural schools: Prioritizing the focus on child health and the complexity of zoonotic and vector-borne infectious diseases, 60th Annual Scientific Conference, 19th-23rd September 2024, Borneo Convention Center Kuching (BCCK), Sarawak, Page 44 of 216 Malaysia, URL: https://drive.google.com/file/d/1yx4e2tNnb4Hu1xE4hfowQwTKCQhLj-9L/view
  6. Scientific Herald of Uzhhorod University Series “Physics”, Model of the “Green School” with the use of an educational-experimental site in the formation of biological skills of students in rural schools in the Republic of Kazakhstan, Aktoty Kozhanova,  Sholpan Khamzina, Bibenur Baidalinova, Rakhat Kurmanbayev, DOI: 10.54919/physics/56.2024.179be8, №56 2024. Journal homepage: https://physics.uz.ua/en

Issue 56, 1798–1807

  1. Свидетельство о внесении в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом № 41479. Виртуальные лабораторные работы по биологии "AQYLDY BIO CLASS" / Жумабекова Б.К., Каримова Б.Е., Хамзина Ш.Ш., Клименко М.Ю.; опубл. 22.12.2023 г.