Перейти к содержимому страницы.

«ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ И УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО БИОЛОГИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ»

«ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ И УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО БИОЛОГИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ»

Сроки реализации: 2022-2024 гг

Источники финансирования: Государственное учреждение «Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан».

Цель проекта – Научно-методологическое обоснование комплексного использования цифровых технологий и учебно-опытной работы на пришкольном участке в процессе обучения биологии в сельской школе.

Ожидаемые результаты:

1. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта применения виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка при преподавании различных дисциплин естественно-научного цикла.

2. Разработка образовательного и методического ресурса по применению виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка в обучении биологии.

3. Исследование влияния применения виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка на эффективность в усвоении материала, формирование предметной компетенции и развитие исследовательских навыков у учащихся в условиях сельской школы.

4. Исследование готовности сельских педагогов к использованию виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка в учебном процессе и разработка теоретико-методологического контента профессиональной подготовки/повышения квалификации учителей для преподавания с использованием цифровых технологий.

5. Трансляция и распространение передового педагогического опыта по созданию и оснащению виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка для нужд образовательных учреждений сельской местности.

Процесс реализации проекта2022 г

1. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта применения виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка при преподавании различных дисциплин естественно-научного цикла

1.1. Составление реферативного обзора по теме проекта

По результатам анализа литературы в рамках проекта опубликованы следующие публикации:

  1. Влияние применения виртуальных лабораторий на успеваемость учащихся при изучении биологии в средней школе / Каримова Б.Е., Жумабекова Б.К. /Сборник материалов Дулати Международных педагогических чтений «Педагогическое образование – основа процветания и стабильности страны: новые возможности и современные тренды». - Тараз, 2022. – С.54-58.
  2. Реализация регионального компонента в процессе обучения ботанике студентов высшей школы / Клименко М. Ю., Жумабекова Б. К., Кабдолова Г. К., Каббасова М. Т. / Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4, № 4. С. 62-72. URL: http://bppasu.ru/article/view/12264.
  3. Опыты и проблемы формирования экологического образования в зелёной школе, Международный научно-методический семинар "Анализ учебных программ в контексте развития "зеленых" учебных заведений", ЕНУ им.Гумилева. 28-10-2022

1.2. Выезд в сельские школы для изучения состояния организации деятельности на учебно-опытном участке

За отчетный период совершены выезды в с. Мичурино Павлодарской области в среднюю общеобразовательную школу. Данная школа выбрана в качестве пилотной площадки, где будут проводится экспериментальные работы, сопровождение работ на пришкольно-опытном участке, внедрение виртуальной лаборатории.

Организация опытной работы с учениками сельских школ:

Посадка учениками саженцев на учебно-опытном участке

Посадка учениками саженцев на учебно-опытном участке

 1.3. Для изучения отечественного опыта осуществлялись выезды в г. Астана в Казахский аграрно-технический университет им. С. Сейфулина и ТОО «Astana Garant Consulting» для участия в обучающих курсах.

 1.4. Выезд за рубеж для изучения опыта использования виртуальной лаборатории и организации деятельности на учебно-опытном участке.

К выполнению проекта, согласно соглашения о коллаборации, была привлечена зарубежная сторона - Алтайский государственный университет, который уже располагает обширной базой педагогических исследований и богатой библиотекой учебно-методической, педагогической литературы и квалифицированным персоналом. Командировка в г. Барнаул (Россия) для работы в АлтГУ позволила получить опыт проведения педагогического исследования и наметить содержание консультационного сопровождения процесса развертывания работ в отечественном вузе.

  1. Влияние применения виртуальных лабораторий на успеваемость учащихся при изучении биологии в средней школе / Каримова Б.Е., Жумабекова Б.К. /Сборник материалов Дулати Международных педагогических чтений «Педагогическое образование – основа процветания и стабильности страны: новые возможности и современные тренды». - Тараз, 2022. – С.54-58.
  2. Реализация регионального компонента в процессе обучения ботанике студентов высшей школы / Клименко М. Ю., Жумабекова Б. К., Кабдолова Г. К., Каббасова М. Т. / Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4, № 4. С. 62-72. URL: http://bppasu.ru/article/view/12264 .
  3. Влияние виртуальных лабораторий биологического цикла на формирование информационной компетентности у учащихся школ/ Каримова Б. Е., Жумабекова Б. К., Кабдолова Г. К., Клименко М. Ю./ Материалы научной конференции в рамках IV конгресса тюрского мира, Турция 27-11-2022, С 208 https://drive.google.com/file/d/1vYBAqxsJCFWIUJVX2XiYk6tR6EyrVOFk/view
  4. Опыты и проблемы формирования экологического образования в зеленой школе/Кожанова А.Е., Хамзина Ш.Ш. /Международный научно- методический семинар: «Анализ учебных программ в контексте развития «зеленых» учебных заведений», ЕНУ им Л.Гумилева 28-10-2022, С 42-46 https://cloud.mail.ru/stock/mRodwmEyj9up8BZZYrdvLpzU 

2023 г.

  1. Virtual laboratories in biology as a means of forming students' digital competence /  Karimova B, Zhumabekova B., Kabdolova G., Klimenko M., Nukenov A./ Proceedings of the 1st International Scientific Conference  «Interdisciplinary  Science  Studies»  (January  19-20,  2023). Dublin, Ireland, 2023. - P. 77-80. URL: https://ojs.publisher.agency/index.php/ISS/issue/view/14/42

  1. Модель "Зеленой школы" как опытная площадка биолого-экологического образования в сельской школе. VIII Международная научно- практическая конференция  "Интеграция научного сообщества перед глобальными проблемами современности", г.Кавасаки, Япония. 8-10 февраля 2023Educational and experimental area and its role in the development of students' biological knowledge / Хамзина Ш.Ш, Кожанова А.Е., / 18th education and development conference Bangkok, Thailand, 5-7 марта 2023г, С 108-115 https://www.ed-conference.org/edc2023-proceedings.html
  2. Virtual Laboratories In Kazakhstan: Current State, Comparative Analysis, Problems And Development Prospects/ Zhumabekova B., Karimova B., Kabdolova G., Klimenko M., Zhexenova J./18th education and development conference [EDC2023] (5th - 7th of March 2023) Bangkok, Thailand. https://www.ed-conference.org/edc2023-proceedings.html
  3. Experimental work as one aspect of the environmental education activities for rural schools in Republic of Kazakhstan/Kozhanova A., Khamzina Sh., Klimenko M., Tarasovskaya N., Zhumabekova B./E3S Web of Conf., 413 (2023) 03036. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202341303036. https://www.e3sconferences.org/articles/e3sconf/abs/2023/50/e3sconf_interagromash2023_03036/e3sconf_interagromash2023_03036.html
  4. Новые возможности оптимизации учебного процесса по биологии с применением виртуальных лабораторий/ Каримова Б.Е., Хамзина Ш.Ш., Жумабекова Б.К./ Вестник Торайгыров университета Серия педагогическая № 1, с 12-26.  https://vestnik-pedagogic.tou.edu.kz/storage/journals/357.pdf

Регистрация учащихся на платформе сайта виртуальной лаборатории

Разъяснения ученикам работы на платформе сайта виртуальной лаборатории

Проведение первой лабораторной работы на платформе сайта виртуальной лаборатории

В рамках реализации проекта грантового финансирования КН МНиВО «Виртуальная лаборатория и учебно-опытный участок как средства формирования предметной компетенции по биологии учащихся сельских школ» 16 февраля 2024 года был проведен семинар "Интеграция цифровых технологий в учебный процесс по естественным наукам: лучшие практики" для педагогов естественно-науного цикла сельских школ Павлодарской области. Семинар проводился на базе Института повышения квалификации педагогических работников Орлеу г.Павлодар, ул. Г. Дюсенова 22/1.

В работе семинара приняло участие 23 педагога с сельских школ Павлодарской области

Семинар проводился согласно плану мероприятий в рамках реализации проекта.

Цель семинара – повышение компетентности преподавателей в области использования цифровых технологий в обучении естественным наукам, а также создание платформы для обмена знаниями и опытом между профессионалами, работающими в этой области.

В ходе работы проведена демонстрация участникам семинара системы работы по развитию уровня профессиональной компетентности по вопросам повышения качества использование цифровых технологий, что, в свою очередь, позволит повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению естественных наук, сделать обучение более интерактивным и доступным, а также будет способствовать развитию ключевых навыков, необходимых для успешной работы в современном информационном обществе.

Семинар начался с выступления научного руководителя проекта к.п.н., профессора Хамзины Ш.Ш., где было рассмотрено практическое применение результатов исследования в разработке образовательного и методического ресурса по применению виртуальной лаборатории и учебно-опытного участка в обучении биологии для педагогов-предметников.

 На пленарном заседании семинара научные сотрудники Маргулан университета представили свои инновационные подходы к обучению:

Кроме того, участники семинара приняли участие в мастер-классе по написанию научных статей в режиме реального времени.

Участники семинара высоко оценили практическую ценность представленных докладов, отметив их актуальность и готовность использовать полученные знания в своей работе.

После пленарного заседания состоялось практическое знакомство с образовательной платформой "Виртуальные лаборатории по биологии" для 7-х классов. Также, совместно с педагогами школ была написана научная статья в режиме реального времени с использованием различных приложений.

В течение всего семинара участники знакомились с различными подходами и методами работы с виртуальной лабораторией.

В соответствии с программой семинара было представлено три доклада. После каждого доклада проводились дискуссии, и докладчики отвечали на вопросы слушателей.

Подводя итоги, следует отметить, что участники семинара высоко оценили профессионализм выступавших докладчиков.

И одним из главных достижений стало дополнение теоретической базы докладчиков практикующими педагогами сельских школ Павлодарской области и намечен план сотрудничества с Маргулан университетом в направлении цифровизации естесственно-научного образования.

    

     

     

Д.б.н., профессор Жумабекова Б.К. и PhD, преподаватель-исследователь Шакенева Д.К-К. успешно прошли научную стажировку на факультете биологических наук в университете Валенсии (г. Валенсия, Испания) в рамках грантового проекта, финансируемого Комитетом  науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, ИРН AP19677807 «Оценка современного состояния и динамики растительных сообществ Баянаульского национального парка под воздействием климатических и антропогенных факторов».

Университет Валенсия является одни из престижных вузов, предлагающий широкий спектр образовательных программ в различных областях знаний, включая естественные науки, социальные науки, гуманитарные науки, медицину, инженерные науки и другие. Университет Валенсия известен своим высоким уровнем обучения, качественными исследованиями, а также сотрудничеством с другими университетами и научными институтами по всему миру. Преподаватели университета Валенсия активно принимают участие в научных исследованиях, международных конференциях, семинарах и других мероприятиях, способствующие развитию науки и образования.

Научная стажировка прошла под руководством профессора, доктора биологических наук Сантьяго Мас-Кома.  В начале стажировки была организована встреча с деканом Исмаэль Мингарро, в ходе которой были обсуждены актуальные вопросы развития науки и образования в европейских странах, преподаватели Маргулан университета дали пояснения о системе высшего образования в Казахстане.

За время прохождения научной стажировки удалось получить бесценный опыт общения с преподавателями Университета Валенсии. По итогам совместной деятельности принято решение о продолжении сотрудничества. Планируются новые исследования и написание новых статей, сотрудничество по организации работ для создания совместных научно-исследовательких работ, научных стажировок, академической мобильности ППС и студентов.

В период прохождения стажировки Жумабекова Б.К. и Шакенева Д.К-К. получили практический опыт работы в молекулярной лаборатории, расширили свои знания в области генетики и биоразнообразия растений, ботаники, экологии, паразитологии, улучшили свои лабораторные навыки и опыт работы с современным оборудованием и методиками исследований, а также научились эффективно анализировать и интерпретировать данные. Полученные навыки и знания будут полезными для дальнейшего профессионального развития в области научных исследований.

Во время прохождения стажировки Жумабекова Б.К. и Шакенева Д.К-К. подготовили совместно с профессором Сантьяго Мас-Кома два тезиса для Международного конгресса, который пройдет 19-23 сентября 2024 года (г. Кучинг, Малайзия). Данный конгресс является одним из крупнейших конгрессов по биологии в мире, объединяющий тысячи исследователей, экспертов, заинтересованных сторон и международных авторитетов в области молекулярной биологии.

По окончанию научной стажировки в университете Валенсия д.б.н., профессор Жумабекова Б.К. и PhD, преподаватель-исследователь Шакенева Д.К-К. получили сертификаты.