Научная деятельность
Научно-исследовательская работа ППС, реализующих ОПО, является неотъемлемой частью стратегии, миссии и цели ППУ.
НИР образовательной программы «Казахский язык и литература» отражена в общей научной теме «Актуальные проблемы казахской филологии», которая раскрывается в тематическом плане НИР и реализуется через отдельные научные темы преподавателей кафедры: «Роль казахско-тюркских литературно-культурных отношений в цивилизационном поле» (проф. Сутжанов Б. С.), «Сложность в синтаксисе» (проф. Сагындыкулы Б.), «Орфография и пунктуация современного казахского языка» (доц. Ералиев К. С.), «Актуальные проблемы языкознания» (доц. Шакаман Ы. Б.), «Тюркская письменность: Генезис, история развития» (доц. Амренов А. Д.), «Проблемы литературного анализа стихотворения» (доц. Оразханова М. И.), «Жанрово-художественные особенности казахской литературы XIX века» (доц. Агалиева Н. Б.), «Художественные поиски в современной казахской прозе: жанр, сюжет, хронотоп» (доц. Куралканова Б. Ш.), «Стилевые особенности парентезы в художественном тексте» (ст. преподаватель Жубантаева Ж. К.), «Традиции и новаторство в современной казахской поэзии и проблема ее преподавания в Высшей школе» (ст. преподаватель Сагинаева Г. А.), «Проблемы преподавания профессионального казахского языка» (ст. преподаватель Ахтаева Н.К.).
Положительная динамика качества и эффективности научно-исследовательской работы ППС проявляется в их участии в конкурсах различного уровня. В 2014 году Жубантаева Ж. К. приняла участие в конкурсе (конкурс на стажировку в зарубежном вузе по программе«Болашак») ,Ергалиев К. С. (конкурс «Лучший преподаватель вуза-2014»), Амренов А. Д. (конкурс «Лучший преподаватель вуза - 2015»), Оразханова М. И. (конкурс «Лучший преподаватель вуза – 2017»), Асанбаева Е. Б. (научная стипендия для талантливых молодых ученых в возрасте до 35 лет, 2017), Ахтаева Н.К. (обладатель I места республиканского конкурса «Лучшие подходы к креативному обучению казахскому языку» среди сотрудников вузов и образовательных учреждений, проводимого Центром онлайн тестирования UStudy и центром креативного обучения казахскому языку АО «Университет КАЗГЮУ», Астана-2017; диплом I степени на международном конкурсе «педагогические инновации» (2018 г.).); Диплом I степени по направлению» педагогические идеи «среди педагогов старших классов Республиканского педагогического конкурса» педагогические идеи " (Астана-2018 г.), Ергалиев К. С. (государственная научная стипендия, 2018 г.). Ы.Б.Шакаман (Лучший научный сотрудник – 2023), Сағындықұлы Б (За заслуги перед областью, 2023)
Получение звания - еще один измеритель качества и эффективности НИР. В отчетном году звание ассоциированного профессора присвоено Ергалиеву К. С.
Членами редколлегии являются профессорско-преподавательский состав кафедры: С. Н.Сутжанов – член редколлегии «Вестник ПГПУ»; С. Н.Сутжанов и А. Д. Амренов-член редколлегии 5-томного цикла исследовательских работ о творчестве И. Алтынсарина.
В 2019 году преподаватель кафедры Ахтаева Н.К.успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Применение компетентностного подхода в обучении казахскому языку студентов педагогических вузов РК» в университете Монголии, в 2020 году преподаватель кафедры Сагинтаева Ж. К. успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности учащихся» в Университете Монголии.
Преподаватели ОП ежегодно публикуют статьи на различных научно-практических конференциях Международного, республиканского, регионального уровня, а также в отечественных изданиях, рекомендованных ВАК МОН РК, в журналах с ненулевым импакт-фактором.
Научно-исследовательская работа студентов
Студенты ОП казахского языка и литературы принимают участие в международных, республиканских, внутриинститутных научных конференциях научно-исследовательского направления. Также под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры публикуются научные статьи студентов в различных научных изданиях и материалах конференций.
Научно-исследовательская работа студентов под руководством ППС направлена на актуальные в настоящее время общие филологические проблемы. С точки зрения языкознания рассматривались вопросы теории, структуры, семантики языка, когнитивной лингвистики, прагмалингвистики, социального языкознания, текста, дискурса, методики преподавания и др., затрагивающие актуальные проблемы языкознания, характерные для речи, наряду с частным и общим языкознанием. В литературоведении представлены обобщенные темы по истории, теории, критике казахской литературы и такие вопросы, как филологический анализ художественного текста, структурно-содержательные аспекты текста, теоретическое обоснование семантики текста. Это само по себе является достижением кафедры в текущем учебном году, выделяя студентов из тематики, ставшей стереотипной в научном направлении, в зависимости от новых тенденций развития филологии (языкознания и литературоведения), достижений мировой филологии.
В рамках ХІ республиканской предметной олимпиады студентов высших учебных заведений по казахскому языку и литературе в г. Усть-Каменогорске студенты групп Кил-41, Кил-31 А. Адильбек, А. Адамжанова, А. Ашимова приняли участие в конкурсе научных проектов на тему «познание национальной действительности и семи граней казахской степи через образ Абылай хана» (в рамках статьи Елбасы Н.Назарбаева «семь граней Великой степи») и заняли ІІ место.
Также дипломом ІІІ степени был удостоен А. Оразбек, принявший участие в республиканском конкурсе «100 лучших идей студентов», который проходил по непосредственной инициативе Министерства дюн РК на тему «Тіл туризм». и награждена дипломом ІІІ степени на региональном этапе республиканского конкурса по написанию рассказов для детей среди студентов» Жас қаламгер«, организованного издательством» Астана кітап". В 2019 году состоялась традиционная ХV внутриинституциональная студенческая научная конференция «потенциал молодежи в новом обществе: образование и наука».
Приоритеты НИР соответствуют стратегическому развитию и миссии вуза.
Квалифицированный профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивает развитие инновационного образования, подготовку элитных и квалифицированных специалистов на основе интеграции академических знаний и научных исследований в наиболее актуальных областях филологических наук, развитие фундаментальных исследований, что соответствует миссии вуза: формирование педагогической элиты Республики Казахстан, обеспечивающей развитие интеллектуального потенциала нации.
Миссия ППУ отражена в целях и целевых индикаторах стратегии развития.