Дузелбаева Айтолкын Болатовна
Краткая информация о проекте
ИРН и наименование проекта: |
AP14870333 «Зарубежный и отечественный опыт подготовки специальных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» |
Сроки реализации: |
01.10.2022-31.12.2024 |
Актуальность: |
В последние годы Казахстан следует международным тенденциям в отношении инклюзивного образования. В настоящее время параллельно с узкоспециализированными специальными организациями (отдельно - для неслышащих детей и слабослышащих; для незрячих и слабовидящих; для детей с нарушением интеллекта и др.) начинают создаваться инклюзивные (интегрированные) группы и классы, в которых дети с нарушениями в развитии обучаются и воспитываются вместе с обычными детьми. В этих обычных классах и школах им обеспечивается специальное психолого-педагогическое сопровождение со стороны специального педагога, ассистента педагога, логопеда, психолога, социального педагога. При этом ведущая роль в координации деятельности всех специалистов принадлежит специальному педагогу. Естественно, что создаваемая в стране национальная модель инклюзивного образования предполагает подготовку квалифицированных и компетентных специалистов в области специальной и инклюзивной педагогики. Внедрение в общественном сознании идей инклюзивного образования выявило необходимость направленности подготовки специальных педагогов на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования и обнаружило несоответствие их подготовки инклюзивным тенденциям. Об этом было четко заявлено в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-25 годы, где отмечалась в качестве серьезной задачи необходимость актуализации программ подготовки педагогических кадров по работе с детьми с ограниченными возможностями с учетом международных практик. Вместе с тем, целенаправленная подготовка специальных педагогов к реализации психолого-педагогического сопровождения способствует повышению эффективности инклюзивного образования и минимизации учебных проблем у детей с ограниченными возможностями в организациях дошкольного и среднего образования. |
Цель: |
Разработка и обоснование основных направлений, содержания, технологии, методов и учебно-методического обеспечения процесса подготовки специальных педагогов в вузе к будущей профессиональной деятельности в инклюзивных организациях. |
Ожидаемые и достигнутые результаты: |
Ожидаемые результаты: - Публикация статьи в рецензируемом научном издании, имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти), - Публикация 2 статей в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных КОКСОН МОН РК (3 статьи). - Публикация методического пособия «Методические рекомендации по подготовке специальных педагогов в вузах к реализации психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования». - Публикация учебного пособия «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в инклюзивных организациях». - Теоретическая модель специального педагога с описанием инклюзивно ориентированных компетенций. - Создание проекта образовательной программы по подготовке специального педагога к осуществлению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями, обучающихся в инклюзивных организациях образования. - Результаты научно-исследовательской деятельности будут распространены среди ученых и научного сообщества, при подготовке, повышении квалификации и переподготовки кадров, на обучающих вебинарах, семинарах и конференциях.
Достигнутые результаты: - Опубликована 1 статья в рецензируемом научном издании, рекомендованном КОКСНВО МНВ РК. - Издана монография «Зарубежный и отечественный опыт подготовки специальных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования». - Получено свидетельство об авторском праве на интеллектуальную собственность на коллективную монографию. - Разработаны авторские анкеты и гайд интервью, для проведения социальных опросов выпускников дефектологических отделений, работающих в инклюзивных организациях. - Разработаны авторские анкеты для администрации и педагогов дошкольных и школьных организаций по изучению их уровня удовлетворенности и требований к профессиональным компетенциям специального педагога в условиях инклюзивного образования.
Список публикаций и патентов: - Дузелбаева А.Б.,Хамитова Д.С., Бейсенова С.Б. О понятии готовности специальных педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Включение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс: история, проблемы и перспективы развития» посвященный к 30-летие Республиканского государственного учреждения «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования». –Алматы: ННПЦ РСИО, 2022 г. -28-35с. - Мовкебаева З.А., Дузелбаева А.Б., Хамитова Д.С., Дюсенбаева Б.А., Ахметова А.А., Кудайбергенова У.Ж.Зарубежный и отечественный опыт подготовки специальных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. – Монография/ ИП «Галиева М.К.», Павлодар: 2022. - 112 с. - Инклюзивті білім беру жағдайында мҥмкіндігі шектеулі балаларды психологиялық-педагогикалық сүйемелдеуге арнайы педагогтарды дайындаудың қазіргі жағдайы/ Абай атындағы ҚазҰПУ-ң хабаршысы «Педагогика ғылымдары» сериясы, No1(77), 2023ж. б. 256-266/ А.Б. Дузелбаева, З.А. Мовкебаева, Б.А. Дюсенбаева
- Авторское свидетельство на интеллектуальную собственность на коллективную монографию. № 29525 от 18.10.2022 |
Руководитель научно-исследовательской группы |
|
|
Дузелбаева Айтолкын Болатовна |
Научный руководитель проекта |
|
Дата рождения: 09.07.1990 |
|
Доктор PhD, преподаватель-исследователь |
|
Основное место работы: НАО «Павлодарский педагогический университете имени Әлкей Марғұлан» |
|
Область научных интересов: Инклюзивное образование, специальное образование, подготовка специальных педагогов, этнопедагогический подход в инклюзивном образовании. |
|
Индекс Хирша – 2,
|
|
Scopus Author ID – https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57201399910 |
|
ORCID - 0000-0002-6743-1644,
|
|
1 Дузелбаева А.Б. Model of Formation for Readiness to Work within Inclusive Education in Teachers// International Journal of Enviromental and Science Education. – ISSN: 1306-3065. № 11. Turkey, 2016. - P. 4680-4689. http://www.ijese.net/makale/652 2 Дузелбаева А.Б. Students attitude towards co-education with disabled people in higher education institutions// Journal of Entrepreneurship Education. – ISSN: Print ISSN: 1098-8394; Online ISSN: 1528-2651. № 20, Issue 3. Abu Dhabi, 2017. –P. 1-11. https://www.abacademies.org/articles/students-attitude-towards-coeducation-with-disabled-people-in-higher-education-institutions-6917.html 3 Дузелбаева А.Б. An exploratory analysis of socio-legal factors related to the distance education learning environment: the case of disabiled in Kazakhstan: sociopractical and legal dimensions// Journal of Legal Ethical and Regulatory Issues (JLERI), Print ISSN: 1544-0036; Online ISSN: 1544-0044) Volume 23, Special Issue, 2020. – С. 1-10. Scopus (Q – 2. Percentile – 42nd - 2019) https://www.abacademies.org/articles/an-exploratory-analysis-of-sociolegal-factors-related-to-the-distance-education-learning-environment-the-case-of-disabled-learners-9606.html 4 Дузелбаева А.Б. Педагогикалық білім берудің жаңарлануы жағдайында болашақ мұғалім-дефектологтардың дайындығы// Педагогика және психология. Ғылыми-әдістемелік журналы, №1 (30). -Алматы, 2017. – Б. 140-145 https://kaznpu.kz/docs/jurnal_ped_psih/2017.1.pdf 5 Дузелбаева А.Б. Педагогикалық жаңарлату талаптарына сәйкес болашақ педагог-дефектологтардың кәсіби-тұлғалық дайындығы// Абай атындағы ҚазҰПУ хабаршысы. Психология сериясы. - №1 (50). - Алматы, 2017. – Б. 39-44. https://kaznpu.kz/docs/vestnik/seria_psychology_/2017.1_psyhologia.pdf 6 Дузелбаева А.Б. Инклюзивті білім беру жағдайында болашақ мұғалім-дефектологтың этнопедагогикалық дайындығы// Еуразия гуманитарлық институтының хабаршысы. -№ 3. –Астана, 2017.– Б. 79-84. http://egi.kz/wp-content/uploads/2017/11/Vestnik-EAGI-na-sajt-3-2017.pdf 7 Дузелбаева А.Б. «Дефектология» бөлімі студенттерінің педагогикалық білім берудің жаңаруы жағдайында жұмыс жасауға дайындығының жағдайы// Абай атындағы ҚазҰПУ хабаршысы. Психология сериясы. - №3 (52). - Алматы, 2017. – Б. 159-165. https://kaznpu.kz/docs/vestnik/seria_psychology_/Vestnik_psih_2017_3.pdf 8 Дузелбаева А.Б. Білім беруді жаңартудың әлеуметтік-экономикалық алғышарттары арнайы педагогтарды даярлаудың негізі ретінде// С.Торайғыров атындағы ПМУ-ң ғылыми журналы. ПМУ хабаршысы. Педагогикалық серия. -№4. –Павлодар, 2017. –Б.108-115. http://rmebrk.kz/journals/3597/75229.pdf 9 Дузелбаева А.Б. Жаңартылған білім беру жағдайында жұмыс жасауға мұғалім-дефектологтарды даярлаудың шетелдік тәжірибелері// Қазақстанның ғылыми мен өмірі. Халықаралық ғылыми-көпшілік журналы. - №1. –Астана, 2018. – Б. 211-215 https://www.naukaizhizn.kz/ru/archive 10 Дузелбаева А.Б.Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки педагогов-дефектологов Мат.XIII межд. научно-практ.конф. «Специальное образование» 26-27 апреля 2017 г. – Т.1. - Санкт-Петербург. – С. 137-139. 11 Дузелбаева А.Б. Этнопедагогические подходы в инклюзивном образовании./ Учебное пособие. – Алматы, ИП Сагаутдинова, 2021. – 164 с. 12 Дузелбаева А.Б. Инклюзивное образование – Алматы, ИП Сагаутдинова, 2020. – 147 б. 13 Дузелбаева А.Б. Инклюзивті білім беруді кіріктіруге педагогтарды дайындау бойынша әдістемелік ұсыныстар –Алматы: ИП Сагаутдинова, 2021. – 167 с. |