Перейти к содержимому страницы.

Асаинова Алмагуль Жаяковна

 Краткая информация о проекте

ИРН и наименование проекта:

AP14872400 «Методология обучения инклюзивной информатике в системе общего и дополнительного образования как условие профориентации детей с ментальными нарушениями», руководитель проекта Асаинова Алмагуль Жаяковна

Сроки реализации:

01.07.2022 - 31.12.2024

Актуальность:

Проект направлен на разработку системы подготовки детей с ментальными нарушениями к профессии ИТ-специалиста через ведение курса инклюзивной информатики, курсов социальной адаптации в условиях общего и дополнительного образования.

На сегодняшний день в стране отсутствует система профориентации и социальной подготовки детей с ментальными наушениями, из-за чего все они получают рабочие специальности, что означает низкооплачиваемую и нетворческую деятельность. Частный случаи показывают, что дети с ментальными нарушениями успешно осваивают естественно-научные дисциплины, улучшая свои функциональные и социальные навыки. Преподавания информатики детям с ментальными нарушениями индивидуально и в инклюзивных классах позволит улучшить общие функциональные и социальные навыки, а также профессионально ориентировать ребенка и развить его профессиональные компетенции в IT.

Цель:

Разработка системы подготовки детей с ментальными нарушениями к профессии ИТ-специалиста через ведение курса инклюзивной информатики, курсов социальной адаптации в условиях общего и дополнительного образования.

Ожидаемые и достигнутые результаты:

Ожидаемые результаты:

  1. Полученные результаты будут направлены на:
  2. -  разработку новых подходов к профориентации детей с ментальными нарушениями;  фокусирование педагогов / специалистов на профориентацию детей с ментальными нарушениями на IT-подготовку; обращение внимание общества на проблемы социализации и трудоустройства инвалидов.
  3. Будут получены следующие основные научные результаты:
  4. 1. На основании результатов изучения мирового и казахстанского опыта инклюзивного обучения и профессиональной ориентации детей с ментальными нарушениями будет подготовлен аналитический обзор профессиональной подготовки детей с ментальными нарушениями по информатике.
  5. 2. Будет разработана модель подготовки детей с ментальными нарушениями в области информатики и система профессиональной ориентации в IT-сфере в системе школьного, дополнительного образования.
  6. 3. Будет разработана программа подготовки по информатике для детей с ментальными нарушениями в инклюзивной группе, утвержденная руководством университета, включающая содержание обучения, формы подготовки, оценивания.
  7. 4. Будет открыт класс инклюзивной информатики для проведения занятий с экспериментальной группой детей с ментальными нарушениями.
  8. 5. Будут определены психолого-педагогические, методические, технические условия для оптимального обучения информатике детей с ментальными нарушениями индивидуально и в инклюзивных группах.
  9. 6. Будут разработаны методические инструкции для учителей по обучению инклюзивной информатике и профориентации детей с ментальными нарушениями для офисной работы в сфере IT, включающие календарное планирование, поурочное планирование, опорные схемы, графические подкрепления.
  10. 7. Будет разработан сайт с материалами для педагогов, включающий материалы для проведения уроков по инклюзивной информатике, набор подкреплений, материалы по социальной адаптации, подвижные игры, инструкции по профориентации детей, кейсовые задачи. Также сайт будет поддерживать коммьюнити учителей, задействованных в профориентации и подготовке детей по информатике.
  11. 8. Будет разработан цифровой образовательный ресурс с уроками по инклюзивной информатике, построенный в соответствии с принципами инклюзивности, адаптивности и в соответствии с выбранными эффективными стратегиями обучения и профориентации детей с ментальными нарушениями.
  12. 9. Будет проведен психолого-педагогический эксперимент по обучению информатике детей с ментальными нарушениями индивидуально и в инклюзивном классе в центре развития Brain Park и в школе №6 г. Павлодара (классы №6А, 6В).
  13. 10. Будет разработана программа повышения квалификации и переподготовки для педагогов, методистов, кураторов, помогающих организовывать инклюзивную информатику в школе и центрах дополнительного образования и проведен курс повышения квалификации на базе Павлодарского педагогического университета, где будет обучено 20 человек.
  14. 11. Будет проведена научно-практическая конференция «Инклюзия в цифровом обществе: реалии и перспективы развития» 10-11 октября 2024 года, обобщающая и систематизирующая исследования и опыт инклюзивного образования и профориентации детей с особыми образовательными потребностями.
  15. 12. Будет написана коллективная монография «Методология обучения инклюзивной информатике в системе общего и дополнительного образования как условие профориентации детей с ментальными нарушениями», освещающая результаты исследования, эксперимента, рекомендации по развитию системы обучения инклюзивной информатике и профориентации.
  16. 13. Будут опубликованы 3 научные статьи в рецензируемых зарубежных и (или) отечественных изданиях, рекомендованных КОКСОН, 1 статья в международной конференции и 1 статья в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index, Arts and Humanities Citation Index и (или) Russian Science Citation Index базы Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти).

 

Достигнутые результаты:

1) Проведен анализ работы оборудования и рисков на предприятиях, связанных со снижением надёжности работы оборудования по параметрам остаточного ресурса.

2) Определены теплофизические и прочностные свойств огнеупоров с учётом специфики условий использования.

3) Разработан способ определения остаточного ресурса обмуровок котельных агрегатов. На данный способ подана заявка на получение патента РК.

4) Разработаны критерии, определяющие остаточный ресурс и надежность тепловой работы для ряда ВТА, эксплуатирующихся в условиях конкретного производства.

5) Разработана методика определения допустимого остаточного ресурса с учётом теплофизических и прочностных свойств огнеупорных материалов футеровки.

6) Произведена оценка рисков и допустимого остаточного ресурса высокотемпературного оборудования в зависимости от теплофизических и прочностных характеристик.

7) В результате осуществления проекта подана к публикации одна статья в рецензируемое научное издание, входящее в ScienceCitationIndexExpandedили Social Science Citation Indexв базе Web of Science и (или) имеющий процентиль по Cite Score в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти); 1 статья в научный журнал и 1 статьяв материалах конференции, в том числе одной статьи в рецензируемом зарубежном и (или) отечественном издании с ненулевым импакт-фактором (рекомендованном КОКСОН).

 

Список публикаций и патентов:

В зарубежных периодических изданиях:

-  Assainova, A. Z., Abykenova, D. B., Aubakirova, Z. T., Mukhamediyeva, K. M., & Kozhageldinova, K. A. (2023). Web Technologies in the Development of Computational Thinking of Students with Mental Disabilities. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 18(11), pp. 74–92. https://doi.org/10.3991/ijet.v18i11.38653 

 

В отечественных периодических изданиях:

- Агавелян Р. О., Асаинова А. Ж., Абыкенова Д. Б., Аубакирова Ж. Т., Рахимбекова А. Ж. Использование безошибочного обучения в развитии вычислительного мышления детей с ментальными нарушениями // Вестник Торайгыров университета, ISSN 2710-2661 Серия Педагогическая № 1. 2023. - С.212-223.

https://vestnik-pedagogic.tou.edu.kz/storage/journals/357.pdf

2;

- Асаинова А.Ж., Абыкенова Д.Б., Аубакирова Ж.Т., Мухамедиева К.М. Систематический обзор обучения информатике людей с ментальными нарушениями

DOI 10.31489/2023Ped2/58-64

Вестник Карагандинского университета. Педагогика. № 2(110)/2023

https://pedagogy-vestnik.ksu.kz/apart/2023-110-2/07.pdf

- Асаинова А. Ж., Аубакирова Ж. Т., Абыкенова Д. Б. Опыт обучения информатике детей с ментальными нарушениями  в инклюзивной группе // Информатизация образования: теория и практика : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. памяти акад. РАО М. П. Лапчика (Омск, 18–19 ноября 2022 г.) / под общ. ред. М. И. Рагулиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. – С. 232-235.

Состав научно-исследовательской группы

 

Асаинова Алмагуль Жаяковна

Научный руководитель проекта

Дата рождения: 05.02.1980

кандидат педагогических наук, доцент

Основное место работы: НАО «Павлодарский педагогический университет имени Ә. Марғұлан»

Область научных интересов:

образование, инклюзивное образование, методика обучения информатике

Researcher ID : ABC-5903-2020

Scopus Author ID

[https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57191997928]

ORCID: 0000-0003-0909-9767

Список публикаций и патентов:

1) Assainova, A., Abykenova, D., Aubakirova, Z., Mukhamediyeva, K., Kozhageldinova, K. Web Technologies in the Development of Computational Thinking of Students with Mental Disabilities // International Journal of Emerging Technologies in Learningthis link is disabled, 2023, 18(11), pp. 74–92. https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/38653

2) Kuanysheva, R.S., Asainova, A.Z., Ragulina, M.I., Lapchik, M.P. Developing ICT competences in bachelors of engineering and technology in a multilingual environment // International Journal of Education and Practicethis link is disabled, 2019, 7(3), pp. 123–135. https://eric.ed.gov/?id=EJ1218550

3) Nurbekova, Z.K., Mukhamediyeva, K.M., Assainova, A.Z. Educational robotics technologies in Kazakhstan and in the world: Comparative analysis, current state and perspectives // Astra Salvensis, 2018, 6(1), pp. 665–686. https://astrasalvensis.eu/blog/mdocs-posts/47-zhanat-kunapianovna-nurbekova-kymbatsha-maulenovna-mukhamediyeva-almagul-assainova-educational-robotics-technologies-in-kazakhstan-and-in-the-world-comparative-analysis-current/

4) Abykenova, D.B., Assainova, A.Z., Burdina, E.I., Murphy, A., Abibulayeva, A.B. Forming master's degree students’ ICT competencies as future researchers and educators: A Kazakhstan case study // International Journal of Environmental and Science Education, 2016, 11(18), pp. 11175–11193. http://www.ijese.net/makale/1495.html

5) Абыкенова Д.Б., Асаинова А.Ж., Сейтбатталова А.С. Increasing the potential of

teachers in distance learning through the development of the IT – community in Education // Вестник Торайгыров университет, Педагогическая серия, 2020, No 4.. - с.58-65. https://vestnik-pedagogic.tou.edu.kz/storage/journals/339.pdf

6) Асаинова А.Ж., Абыкенова Д.Б., Макарихина И.М. Онлайн-технологии в повышении квалификации преподавателей по цифровым навыкам в

период пандемии Covid- 19. Вестник Торайгыров университета. Педагогическая серия, 2021, No4. – С. С. 64-75. https://vestnik-pedagogic.tou.edu.kz/storage/journals/351.pdf

7) Мухамедиева К. М., Нургазинова Г. Ш., Ельтинова Р. А., Асаинова А. Ж., Абыкенова Д. Б. Методическая система Stem обучения // Вестник Торайгыров университета. Педагогическая серия, 2022, No4. – С. С. 65-78. https://vestnik-pedagogic.tou.edu.kz/storage/journals/356.pdf

8) Агавелян Р. О., Асаинова А. Ж., Абыкенова Д. Б., Аубакирова Ж. Т., Рахимбекова А. Ж. Использование безошибочного обучения

в развитии вычислительного мышления детей с ментальными нарушениями // Вестник Торайгыров университета. Педагогическая серия, 2023, No1. – С. С. 212-223. https://vestnik-pedagogic.tou.edu.kz/storage/journals/357.pdf

9) Асаинова  А.Ж. , Абыкенова Д.Б., Аубакирова Ж.Т., Мухамедиева К.М. Систематический обзор обучения информатике людей с ментальными нарушениями // Вестник Карагандинского университет. Серия Педагогика, 2023, №2. - С.С. 58-64. https://pedagogy-vestnik.ksu.kz/2023-110-2

 

Абыкенова Дария Болатовна

Ведущий научный сотрудник

Дата рождения: 19.04.1981

доктор PhD

Основное место работы: НАО «Павлодарский педагогический университет имени Ә. Марғұлан»

Область научных интересов:

информатизация образования

Researcher ID:

 

 

Scopus Author ID:

https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57191992980

ORCID: 0000-0002-0980-8722

Список публикаций и патентов:

1 Абыкенова Д.Б., Аубакирова С.Д. Сущность и структура ИКТ-компетентности педагога инклюзивного образования//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов ХLVII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. – С. 97-101 - ISBN 978-5-00068-413-9.

2. Абыкенова Д.Б. Электронное обучение и виртуально-образовательная среда высших учебных заведений Ирландии// Вестник Карагандинского университета, серия «Педагогика». – Караганда, №2(86)/2017, с. 207-211.

3. Абыкенова Д.Б., Шакирова А.С., Асаинова А.Ж. Рахимбаев М.М. Методический комплекс для создания IT-класса. Программа для ЭВМ Свидетельство об интеллектуальной собственности №8417 от 27.02.2020 г. 

4. Асаинова А.Ж., Нуралинов А.М., Абыкенова Д.Б. Информационно-образовательная среда в педагогической теории и практике// Материалы V международной научно-практической конференции «Интеллектуальные информационно-коммуникационные технологии – средство осуществления третьей индустриальной революции в свете стратегии «Казахстан - 2050». Астана, 2018 -  с. 34-37.

5. Абыкенова Д.Б., Асаинова А.Ж. и др. Электронный учебник «Интернет-технологии» (в соавторстве). Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права № 97 от 22.01.2015 г.

6. Асаинова А.Ж., Оспанова Н.Н., Абыкенова Д.Б. и др. Интернет-технологиялар (программа для ЭВМ) Эл.ресурс Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права № 276 11.02.2016 г. ИИС 003753 

7. Асаинова А.Ж., Абыкенова Д.Б., Токсанов С.Н., и др. Разработка и использование образовательных электронных изданий и интернет-ресурсов (программа для ЭВМ) Эл.ресурс Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права № 708 15.04.2016 г. ИИС 004236 .

 

 

Аубакирова Жанара Тулегеновна

Старший  научный сотрудник

Дата рождения: 01.05.1987

-

Основное место работы: Социальный предприниматель, руководитель инновационно- инклюзивного образовательного центра Brain Park, эксперт центра педагогических исследований ППУ имени Ә. Марғұлан

Область научных интересов: инклюзивное образование

Researcher ID:  -

Scopus Author ID:  -

ORCID: -

Список публикаций и патентов:

1) Агавелян Р. О., Асаинова А. Ж., Абыкенова Д. Б., Аубакирова Ж. Т., Рахимбекова А. Ж. Использование безошибочного обучения в развитии вычислительного мышления детей с ментальными нарушениями // Вестник Торайгыров университета. Педагогическая серия, 2023, No1. – С. С. 212-223.

https://vestnik-pedagogic.tou.edu.kz/storage/journals/357.pdf

2) Асаинова  А.Ж. , Абыкенова Д.Б., Аубакирова Ж.Т., Мухамедиева К.М. Систематический обзор обучения информатике людей с ментальными нарушениями // Вестник Карагандинского университет. Серия Педагогика, 2023, №2. - С.С. 58-64. https://pedagogy-vestnik.ksu.kz/2023-110-2

3) Аубакирова Ж. Т. , Асаинова А. Ж., Ляхнович И. Р., Абыкенова Д.Б. Опыт развития цифровых навыков у детей с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании // XXI Сатпаевские чтения - 2022.

4) Асаинова А. Ж., Аубакирова Ж. Т., Абыкенова Д. Б. Опыт обучения информатике детей с ментальными нарушениями  в инклюзивной группе // Информатизация образования: теория и практика : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. памятиакад. РАО М. П. Лапчика (Омск, 18–19 ноября 2022 г.) / под общ. ред. М. И. Рагулиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. – С. 232-235.