Перейти к содержимому страницы.

Жилбаев Жанбол Октябрович

 Краткая информация о проекте (к проекту: https://cyberacademy.ppu.edu.kz/)

ИРН и наименование проекта:

AP19678646 «Педагогическое обеспечение кибербезопасности школьной среды с использованием комплаенс-менеджмента», руководитель проекта Жилбаев Жанбол Октябрович

Сроки реализации:

3 августа 2023 года — 31 декабря 2025 года, 35 месяцев.

Актуальность:

Проблема, на решение которой направлена указанная цель, связана с тем, что зачастую субъекты школьной образовательной среды показывают неосведомленность в вопросах кибербезопасности, киберзащиты и киберэтики, в то время как в последние годы в Казнете увеличилось количество кибератак в несколько сотен раз, были зафиксированы массированные внешние атаки, что показывает уязвимость сетевых ресурсов и необходимость защиты образовательной среды, так как школы включены в информационные системы Kundelik.kz, bilimland.kz, ekitap.kz, onlinemektep.kz. Кроме того, киберзаражение оказывает психоманипулятивное воздействие на сознание, прежде всего, подрастающего поколения, снижает стабильность эмоционального состояния не только школьников, но и их родителей и учителей.

Цель:

Цель проекта заключается в концептуальном обосновании киберугроз как формы воздействия, разрушающей основы социальной и психологической защиты личности, и разработка превентивных механизмов противодействия киберопасности образовательной среды школы с использованием комплаенс-менеджмента.

Задачи:

1) раскрыть концептуальные основы кибербезопасности образовательной среды школы.
2) выявить эмпирические предпосылки обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы.
3) разработать превентивные стратегии и механизмы противодействия негативному влиянию киберопасности на социальную и психологическую стабильность субъектов образовательного процесса школы.
4) провести практическую верификацию разработанной системы педагогического обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы с использованием комплаенс-менеджмента.

Ожидаемые и достигнутые результаты:

Ожидаемые результаты:

1)      Характеристика концептуальных основ кибербезопасности образовательной среды школы с использованием комплаенс-менеджмента.

2)      Комплекс превентивных стратегий и механизмов противодействия негативному влиянию киберопсности на социальную и психологическую стабильность субъектов образовательного процесса школы (новая концепция воспитательной работы со школьниками как парадигмы кибербезопасности, стандарт обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы, методические инструкции обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы для учителей, родителей и учеников, в которых будут прописаны менеджмент управления рисками кибербезопасности, комплаенс-менеджмент соответствия стандартам кибербезопасности; кроссплатформенный сайт, адаптированный для мобильных телефонов с материалами по овладению знаниями в области обеспечения кибербезопасности образовательной среды).

3)      Инструменты размещения разрабатываемых материалов для указанного сайта.

4)      Опубликование одной статьи в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index, Arts and Humanities Citation Index и (или) базы Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти).

5)      Опубликование 3-х научных статей в казахстанских журналах, рекомендованных КОКСНВО МНВО РК.

6)      Издание одной коллективной монографии, прошедшей рецензирование и рекомендованной к публикации не менее чем двумя обладателями ученого звания профессора и/или ученой степени доктора наук;

7)      Получение в казахстанском патентном бюро свидетельства о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности на монографию. 

8)      Авторские свидетельства об объектах интеллектуальной собственности. 

Достигнутые результаты:

2023

Описана характеристика концептуальных основ кибербезопасности образовательной среды школы с использованием комплаенс-менеджмента

Определены дескрипторы базовых понятий кибербезопасности в свете современного состояния проблемы и системообразующих признаков безопасной образовательной среды. Дана характеристика роли и места комплаенс-менеджмента в обеспечении кибербезопасности школьной образовательной среды.

Описана характеристика факторов негативного психоманипулятивного воздействия киберугроз, в т.ч. новейших киберугроз, на социализацию детей школьного возраста, на информационно-цифровую систему организаций образования.

Разработаны программы, сценарии, составлены протоколы семинаров, тренингов среди учителей и родителей школьников по обеспечению кибербезопасности образовательной среды. Опубликована  научная  статья в рецензируемом зарубежном или отечественном издании, рекомендованном КОКСНВО.

Выявлены эмпирические предпосылки обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы для разработки стратегий и механизмов обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы

Разработана система критериев, дескрипторов уровней цифровой грамотности. Диагностический инструментарий для измерения цифровой грамотности, степени, степени тревожности и напряженности субъектов школьной образовательной среды, обусловленных кибератаками и кибертерроризмом.

Описана характеристика уровней и индекса цифровой грамотности, психоэмоционального состояния субъектов школьной образовательной среды в дискурсе кибербезопасности.

Описана характеристика применяемых в школе защитных средств, в частности, криптографических протоколов, позволяющих шифровать электронную почту, файлы и другие важные данные

Разработаны программы, сценарии, протоколы семинаров для учителей по обеспечению кибербезопасности образовательной среды

Разработаны материалы тренингов для родителей школьников по обеспечению кибербезопасности образовательной среды

Разработан комплекс превентивных стратегий  обеспечения кибербезопасности для субъектов образовательного процесса школы

Разработаны механизмы противодействия негативному влиянию киберопасности на социальную и психологическую стабильность субъектов образовательного процесса школы

Разработан кроссплатформенный сайт, адаптированный для мобильных телефонов с материалами по овладению знаниями в области обеспечения кибербезопасности образовательной среды.

Разработаны инструменты для размещения разрабатываемых материалов для кроссплатформенного сайта.

2024

Разработан комплекс превентивных стратегий и механизмов противодействия негативному влиянию киберопсности на социальную и психологическую стабильность субъектов образовательного процесса школы.

Утверждена новая концепция воспитательной работы со школьниками как парадигмы кибербезопасности, разработаны стандарт обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы, методические инструкции обеспечения кибербезопасности образовательной среды школы для учителей, родителей и учеников, в которых  прописаны менеджмент управления рисками кибербезопасности, комплаенс-менеджмент соответствия стандартам кибербезопасности.

Разработан кроссплатформенный сайт, адаптированный для мобильных телефонов с материалами по овладению знаниями в области обеспечения кибербезопасности образовательной среды. Реализованы инструменты размещения разрабатываемых материалов для указанного сайта.

Разработаны видеоуроки, методические инструкции, интерактивные упражнения и тестовые материалы, содержащие различные практические примеры и ситуации по киберопасности в сети интернет, телефонных звонках, распространению вирусов на цифровых устройствах и прочее. Опубликована научная статья в рецензируемом зарубежном или отечественном издании, рекомендованном КОКСНВО.

Дана оценка степени валидности и надежности, обоснованности полученных результатов.

2025

Проверена достоверность полученных научных результатов

Разработана программа опытно-педагогической работы по развитию цифровой грамотности субъектов образовательного процесса как основы обеспечения кибербезопасности школы

Список публикаций и патентов

В отечественных периодических изданиях:

- L.S. Syrymbetova, Zh.O. Zhylbayev, Z.K. Kulsharipova, M.U. Mukasheva, D.B. Abykenova. Parameters and criteria of the school educational environment expertise// Вестник КазНПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2023. Volume 56, №3, с. 124-133

https://doi.org/10.51889/2960-649.2023.15.3.014

- Жилбаев Ж.О., Асаинова А.Ж., Матенова Ж.Н., Абильдинова Г.М., Абыкенова Д.Б. Комплаенс-менеджмент и управление рисками кибербезопасности в системе школьного образования: теоретический обзор//Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. .– 2024. – Том 29. Выпуск 1(113). – С. 106–113.

https://doi.org/10.31489/2024ped1/106-113

Состав научно-исследовательской группы

Жилбаев Жанбол Октябрович

Учёная степень: кандидат педагогических наук
Учёное звание: доцент
Должность: профессор
Место работы: НАО «Павлодарский педагогический университет имени Ә. Марғулана»
Научные интересы: общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика
Основные публикации (не более 6):
Integrated approach to the development and implementation of distance courses for school computer science teachers // 14th IEEE International Conference on Application of Information and Communication Technologies, AICT 2020 — Proceedings, 2020, 9368817.
Spiritual modernisation of student youth | К вопросу о духовной модернизации студенческой молодежи // Journal of Siberian Federal University — Humanities and Social Sciences, 2020, 13(2), pp. 258–267. — ISSN:1997-1370, E-ISSN:2313-6014. CiteScore 2020 = 0.5, CiteScore 2021 = 0.7, процентиль в категории Social Sciences Education: 2020 — 39-й, 2021 — 47-й.
Promotion of trilingual education in Kazakhstan schools: Online monitoring results // Journal of Siberian Federal University — Humanities and Social Sciences, 2019, 12(2), pp. 285–301. — ISSN:1997-1370, E-ISSN:2313-6014. CiteScore 2019 = 0.2, CiteScore 2021 = 0.7, процентиль: 2019 — 20-й, 2021 — 47-й.
Pedagogical frameworks of education policy for sustainable development of the Eurasian space // Образование и наука, 2018, 20(6), pp. 9–28. — ISSN:1994-5639, E-ISSN:2310-5828. CiteScore 2018 = 0.1, CiteScore 2021 = 2.3, процентиль: 2018 — 11-й, 2021 — 63-й.
Continuous and ubiquitous programming: Learning in Kazakhstani schools // Ubiquitous Learning, 2016, 9(2), pp. 13–27. — ISSN:1835-9795. CiteScore 2016 = 0.4, CiteScore 2021 = 0.6, процентиль: 2016 — 20-й, 2021 — 22-й.

Стаж работы: 40 лет
Электронная почта: zh.zhilbayev@gmail.com

 Абыкенова Дария Болатовна

Учёная степень: доктор PhD
Учёное звание: ассоциированный профессор
Должность: ассоциированный профессор
Место работы: НАО «Павлодарский педагогический университет имени Ә. Маргулана»
Научные интересы: цифровизация образования, дистанционные технологии, онлайн-технологии, виртуальная образовательная среда, ИКТ-компетентность
Основные публикации (не более 6):
— Abykenova D.B., Assainova A.Zh., Burdina E.I., Murphy A., Abibulayeva A.B. Forming Master’s Degree Students’ ICT Competencies as Future Researchers and Educators: a Kazakhstan Case Study // International Journal of Environmental and Science Education – IJESE, Volume 11, Issue 18 (2016), pp. 11175–11193.
— Мухамедиева К.М., Нургазинова Г.Ш., Ельтинова Р.А., Асаинова А.Ж., Абыкенова Д.Б. Методическая система STEM обучения // Вестник Торайгыров университет, ISSN 1811-1831, Серия «Педагогическая», № 4, 2022, с. 65–78.
— Агавелян Р.О., Асаинова А.Ж., Абыкенова Д.Б., Аубакирова Ж.Т., Рахимбекова А.Ж. Использование безошибочного обучения в развитии вычислительного мышления детей с ментальными нарушениями // Вестник Торайгыров университет, ISSN 1811-1831, Серия «Педагогическая», № 1, 2023, с. 212–223.
— Асаинова А.Ж., Абыкенова Д.Б.*, Аубакирова Ж.Т., Мухамедиева К.М. Систематический обзор обучения информатике людей с ментальными нарушениями // Вестник Карагандинского университета, Серия «Педагогика», ISSN 2663-516X (Online), № 2, 2023, с. 38–64.
— Assainova A. et al. Web Technologies in the Development of Computational Thinking of Students with Mental Disabilities // International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2023, Т. 18, № 11. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v18i11.38653.
— Ж.О. Жилбаев, Д.Б. Абыкенова, А.Ж. Асаинова, Ж.Н. Матенова, Г.М. Абильдинова. Комплаенс-менеджмент и управление рисками кибербезопасности в системе школьного образования: теоретический обзор // Вестник Карагандинского университета, серия «Педагогика», 2024, № 1.

Стаж работы: 22 года
Электронная почта: abykenovadb2@gmail.com

Асаинова Алмагуль Жаяковна

Учёная степень: кандидат педагогических наук
Учёное звание: доцент
Должность: ассоциированный профессор, директор Центра педагогических исследований
Место работы: НАО «Павлодарский педагогический университет имени Ә. Маргулана»
Научные интересы: цифровизация образования, инклюзивное образование, методика преподавания информатики
Основные публикации (не более 6):
— Assainova A., Abykenova D., Aubakirova Z., Mukhamediyeva K., Kozhageldinova K. Web Technologies in the Development of Computational Thinking of Students with Mental Disabilities // International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2023, 18(11), pp. 74–92. https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/38653
— Kuanysheva R.S., Asainova A.Z., Ragulina M.I., Lapchik M.P. Developing ICT competences in bachelors of engineering and technology in a multilingual environment // International Journal of Education and Practice, 2019, 7(3), pp. 123–135. https://eric.ed.gov/?id=EJ1218550
— Асаинова А.Ж., Абыкенова Д.Б., Макарихина И.М. Онлайн-технологии в повышении квалификации преподавателей по цифровым навыкам в период пандемии Covid-19 // Вестник Торайгыров университета. Педагогическая серия, 2021, №4, с. 64–75. https://vestnik-pedagogic.tou.edu.kz/storage/journals/351.pdf
— Агавелян Р.О., Асаинова А.Ж., Абыкенова Д.Б., Аубакирова Ж.Т., Рахимбекова А.Ж. Использование безошибочного обучения в развитии вычислительного мышления детей с ментальными нарушениями // Вестник Торайгыров университета. Педагогическая серия, 2023, №1, с. 212–223. https://vestnik-pedagogic.tou.edu.kz/storage/journals/357.pdf
— Асаинова А.Ж., Абыкенова Д.Б., Аубакирова Ж.Т., Мухамедиева К.М. Систематический обзор обучения информатике людей с ментальными нарушениями // Вестник Карагандинского университета. Серия Педагогика, 2023, №2, с. 58–64. https://pedagogy-vestnik.ksu.kz/2023-110-2

Стаж работы: 20 лет
Электронная почта: assainovaa@ppu.edu.kz

Кульшарипова Зару Касымовна

Учёная степень: кандидат педагогических наук
Учёное звание: ассоциированный профессор
Должность: ассоциированный профессор Высшей школы педагогики Павлодарского педагогического университета имени Әлкей Маргулана
Место работы: НАО «Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Маргулана»
Научные интересы: конфликтология и медиация, педагогический менеджмент, актуальные вопросы профессионального образования
Основные публикации (не более 6):
— Syrymbetova L.S., Muratova L.M., Smolyaninova O.G., Zhilbaev Z.O., Kulsharipova Z.K. Promotion of social values among young people as a pedagogical ideology (A case study of Russia and Kazakhstan) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/144202
— Yerkebulan G., Kulikova V., Kulikov V., Kulsharipova Z. Devising an Entropy-based Approach for Identifying Patterns in Multilingual Texts // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 2021, №2, стр. 16–22. https://doi.org/10.15587/1729-4061.2021.228695
— Tleuzhanova G.K., Syrymbetova L.S., Mekezhanova A.B., Sarzhanova G.B., Kulsharipova Z.K. Subject-Based Speaking as a Method for the Development of Foreign-Language Professional Competence Among Students // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2021, 14(3), с. 408–425. http://journal.sfu-kras.ru/en/number/139949
— Kulsharipova Z.K., Zabegalin A.O., Ayapbergenova G.S., Tapalova O.B. Relationship of Coping Strategies and Students’ Resistance to Stress // Вестник КазНПУ им. Абая, серия «Психология», №1(74), 2023. https://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/issue/view/17
— Kulsharipova Z.K., Syrymbetova L.S., Shavaliyeva Z.Sh., Temirgalieva S.E., Baklanova K.D. Practical Aspects of Students–Teachers’ Successful Career Training Taking into Account Foreign Language Education // Вестник Карагандинского университета, серия «Педагогика», №4(108), 2022. https://pedagogy-vestnik.ksu.kz/apart/srch/2022_pedagogics_4_108_2022.pdf
— Syrymbetova L.S., Zhylbayev Zh.O., Kulsharipova Z.K., Mukasheva M.U., Abykenova D.B. Parameters and Criteria of the School Educational Environment Expertise // Журнал «Педагогика и психология», том 56 (2023), №3 (сентябрь), с. 124–133. https://doi.org/10.51889/2960-649.2023.15.3.014

Стаж работы: 40 лет
Электронная почта: kulsharipovazk@mail.ru

Сырымбетова Ляйля Саркытовна

Учёная степень: кандидат педагогических наук
Учёное звание: профессор
Должность: заведующий кафедрой физической культуры и спортивного менеджмента
Место работы: Карагандинский университет Казпотребсоюза
Научные интересы: педагогика, этнопедагогика, этнопсихология, науковедение, медиация в образовании, инклюзивное образование, полиязычное и языковое образование, профессиональное образование, педагогическая аксиология
Основные публикации (не более 6):
— A.S. Smykov, Z.K. Kulsharipova, L.Sh. Syrymbetova, Z.Sh. Shavaliyeva, I.O. Saifurova, Z.Y. Burashova. Қазіргі білім беру жағдайындағы педагогикалық мәдениет мәселелері // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан / Казахский национальный педагогический университет имени Абая, №3 (403), май-июнь 2023, с. 231–246.
— Сырымбетова Л.С., Жетписбаева Б.А., Акыбаева Г.С., Избасаров А. Компетентностная модель студента/выпускника высшей школы // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана. Серия «Педагогические науки», том 69, №2 (2023), с. 10–27. DOI: https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.69.2.001
— Tleuzhanova G.K., Mekezhanova A.B., Sarzhanova G.B., Kulsharipova Z.K. Subject-Based Speaking as a Method for the Development of Foreign-Language Professional Competence Among Students // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2021, Vol. 14(3), pp. 408–425.
— Syrymbetova L.S., Muratova L.M., Smolyaninova O.G., Zhilbaev Z.O., Kulsharipova Z.K. Promotion of Social Values Among Young People as a Pedagogical Ideology (A Case Study of Russia and Kazakhstan) // Journal of Siberian Federal University — Humanities and Social Sciences, 2021, 14(9), стр. 1365–1387.
— Zhuman A.K., Smolyaninova O.G., Zhilbaev Z.O., Syrymbetova L.S., Akbayeva G.N. The Strategies of Best Practice Applying in Education: Criteria Approach // Journal of Siberian Federal University — Humanities and Social Sciences, 2022, 15(11), стр. 1343–1367.
— Zhetpisbayeva B., Syrymbetova L., Chizhevskaya Y. Interlingual Interference in CLIL Learning // World Journal of English Language, 2023, 13(8), стр. 100–107.

Стаж работы: 46 лет
Электронная почта: profsls@mail.ru