Образовательная программа «Биология»
В Марғұлан университете действуют 4 образовательные программы направления подготовки В013 «Подготовка учителей биологии» (бакалавриат):
Образовательная программа «6B01550 Биология», образовательная траектория - Естествознание
Инновационная образовательная программа «6B01552 Биология IP».
Инновационная образовательная программа (ИОП) «6В01553 – Биология и педагогика дополнительного образования».
Инновационная образовательная программа (ИОП) «6В01554 – Биология и английский язык».
По направлению подготовки М014 «Подготовка педагогов биологии» (магистратура) действует образовательная программа «7М01551 Биология».
Также по направлению подготовки D014 «Подготовка педагогов биологии» (докторантура) ведется набор на образовательную программа «8D01550 Биология».
Образовательная программа «6В01550 – Биология»
Образовательная траектория - Естествознание
Позволяет выпускникам получить квалификацию «Учитель биологии и естествознания».
Уникальность ОП:
Образовательная программа имеет траекторию Естествознание. В последнее время все большее распространение различного рода ненаучные виды знания. Поэтому важно утверждение естественнонаучного знания в обществе. Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других естественных наук, получении представлений о важнейших школах, и направлениях в развитии современного естествознания. Данная траектория дает возможность формировать у будущих учителей естественнонаучный способ мышления, целостное мировоззрение, что поможет лучше овладеть педагогической профессией. Прохождение курса позволит выпускникам вести занятия по предмету «Естествознание» в средних школах.
Цель:
Подготовка учителя биологии и естествознания, обладающего предметными знаниями, исследовательскими и предпринимательскими навыками, готового к управлению взаимоотношениями.
Инновационная образовательная программа «6B01552 Биология IP»
Позволяет выпускникам получить квалификацию «Учитель биологии».
Уникальность ИОП:
Образовательная программа разработана в рамках проекта «Внедрение модели педагогического образования и усиление ее содержания».Министерством науки и высшего образования РК при поддержке Всемирного банка, в разработке участвовало 16 экспертов из Финляндии, (HAMK и JAMK), 11 экспертов из Назарбаев Университета, 25 педагогических разработчиков и 80 членов институциональных команд из 17 вузов разных регионов Казахстана.
Впервые рассматривается подготовка кадров для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
ИОП предусматривает создание цифрового контента, работе с цифровыми следами и анализу учебных данных, применению технологии обучения в условиях цифровизации.
Дисциплины и их контент призваны сократить разрыв между мировыми и локальными практиками управления в образовании.
Подготовка метаисследователей образования.
Инновационный подход, когда образование рассматривается как самостоятельная область изучения
Цель:
Подготовка квалифицированного учителя биологии, способного использовать инновационные технологии, в том числе STEM-, CLIL-, IT-технологии в профессиональной деятельности, владеющего педагогическими и предметными компетенциями в области концептуально-теоретических знаний, проведении научных исследований и применении их в науке.
Инновационная образовательная программа (ИОП) «6В01553 – Биология и педагогика дополнительного образования»
Позволяет выпускникам получить квалификацию «Учитель биологии и педагог дополнительного образования».
Уникальность ИОП:
Программа разработана на основе интеграции биологической науки, методики преподавания школьного курса биологии и методики организации дополнительного образования по биологическому направлению.
Биологические знания лежат в основе развития ландшафтного дизайна, здорового питания, музееведения и краеведения, палеонтологии, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, охраны окружающей среды. В связи с чем актуальным является организация и ведение дополнительного образования по биологическому направлению.
Цель:
Подготовка учителя биологии и организатора дополнительного образования, обладающего предметными знаниями, исследовательскими и предпринимательскими навыками, готового к управлению взаимоотношениями.
Инновационная образовательная программа (ИОП) «6В01554 – Биология и английский язык».
Позволяет выпускникам получить квалификацию «Учитель биологии и английского языка».
Уникальность ИОП:
Программа разработана на основе интеграции биологической и филологической наук, дает возможность выпускникам преподавать биологию на английском языке на достаточно высоком уровне знания языка
Для повышения качества подготовки учителей естественнонаучных дисциплин на английском языке необходима интегрированная подготовка по естественнонаучному и филологическому направлению, так как это поможет обучающимся лучше овладеть иностранным языком на уровне преподавания дисциплины.
Цель:
Подготовка учителя биологии и английского языка, обладающего предметными, коммуникативными и исследовательскими компетенциями, готового к организации и управлению полиязычным образовательным пространством.
Инновационность ИОП:
Развитие коммуникативных навыков на иностранном языке в рамках преподаваемых дисциплин.
Применение современных учебно-методических материалов и цифровых технологий.
Программа построена на интеграции психолого-педагогической, предметной, методической и инновационной деятельности.
Развитие исследовательских компетенций обучающихся путем использования проектного обучения.
Применение предметно-языковой интегрированной технологии (CLIL) в преподавании дисциплин, а также изучение данной технологии в курсе методики преподавания.
Перспективы трудоустройства выпускников бакалавриата:
- Средние и средне-специальные образовательные учреждения
- Учреждения дополнительного образования
- Научно-образовательные центры, управления образования
- Оказание платных образовательных услуг в рамках индивидуального предпринимательства
Образовательная программа «7М01551 Биология»
Данная программа имеет образовательную траекторию «Генетика», которая включает дисциплины «Актуальные проблемы генетики», «Современные методы молекулярно-генетических исследований», «Методы ПЦР», «Популяционная генетика», «Генетически модифицированные организмы».
Образовательная программа включает современные данные о направлениях, принципах и подходах современных молекулярно-генетических исследований, а также областях их применения.
В курсе предусматриваются практические занятия, закрепляющие теоретические знания в процессе научно-исследовательской работы.
Образовательная программа ориентирована на более глубокое понимание и изучение общебиологических закономерностей.
Программа также включает смежные к генетике дисциплины – микробиологию, эмбриологию.
Перспективы трудоустройства выпускников магистратуры:
- Средние, средне-специальные и высшие профессиональные образовательные учреждения
- Учреждения дополнительного образования
- Научно-образовательные центры, управления образования
- Оказание платных образовательных услуг в рамках индивидуального предпринимательства
Образовательная программа «8D01550 Биология»
Данная программа имеет образовательную траекторию «Генетика», которая включает дисциплины «Перспективы использования ПЦР анализа в биологических исследованиях», «Методы ПЦР».
Траектория позволяет углубить исследовательские компетенции в таком самом актуальном для современной биологии направлении, как исследования структуры ДНК живых организмов и нахождение взаимосвязей между генами и их фенотипическим проявлением.
Перспективы трудоустройства выпускников докторантуры:
- Высшие профессиональные образовательные учреждения
- Учреждения дополнительного образования
- Научно-образовательные центры, управления образования
- Оказание платных образовательных услуг в рамках индивидуального предпринимательства
Материально-технической база ОП Биология
Нaучный центр биoценoлoгии и экoлoгичеcких иccледoвaний ocнaщен coвременным oбщелaбoрaтoрным, aнaлитичеcким, oптичеcким и измерительным oбoрудoвaнием для прoведения экcпреcc-aнaлизoв, ПЦР-aнaлизa, кaмерaльнoй oбрaбoтки мaтериaлa в cтaциoнaрных и пoлевых уcлoвиях. Прибoры пoзвoляют веcти цитoмикрocкoпичеcкие иccледoвaния клетoк рacтений, живoтных, челoвекa, прoведение ПЦР aнaлизa. Нa бaзе Центрa прoведятcя исследования пo фундaментaльным и приклaдным нaпрaвлениям биoлoгичеcкoгo и экoлoгичеcкoгo прoфиля и oргaнизaция oбрaзoвaтельнoй деятельнocти для уcтoйчивoгo рaзвития региoнa.
Учебнo-нaучнaя лaбoрaтoрия Функциoнaльнoй мoрфoлoгии и гиcтoлoгии» ocнaщенa coвременным oбoрудoвaнием извеcтных мирoвых прoизвoдителей. Инcтрументы и мaтериaлы, иcпoльзуемые в лaбoрaтoрии, cooтветcтвуют выcoким клaccaм экoлoгичеcкoй безoпacнocти. Этo пoзвoляет aктивнo вoвлекaть cтудентoв в учебную и иccледoвaтельcкую деятельнocть.
Учебнaя лaбoрaтoрия зoндoвoй микрocкoпии. Cкaнирующий зoндoвый микрocкoп (CЗМ) NanoEducator – aтoмный cилoвoй микрocкoп (ACМ), кoтoрый coчетaет в cебе прocтoту и выcoкoе прocтрaнcтвеннoе рaзрешение при иccледoвaнии рельефa oбъектoв и oпределении их физикo-химичеcких cвoйcтв.CЗМ преднaзнaчен для oбучения принципaм cкaнирующей зoндoвoй микрocкoпии и приoбретения нaвыкoв иccледoвaний микрooбъектoв и нaнocтруктур. Oвлaдение вoзмoжнocтями этoй техники являетcя зaдaчей выcoкoй cтепени cлoжнocти, требующей пoдгoтoвки выcoкoклaccных cпециaлиcтoв.
Учебнaя лaбoрaтoрия «Aнaтoмия, мoрфoлoгия и экoлoгия живoтных» иcпoльзуетcя при прoхoждении курca зooлoгии, прaктикумa пo биoлoгии, биoлoгии челoвекa, введении в биoлoгию. Oбoрудoвaние пoзвoляет зaнимaтьcя не тoлькo учебнoй рaбoтoй, нo и прoвoдить нaучные иccледoвaния в oблacти зooлoгии, экoлoгии, пaрaзитoлoгии и пoзвoляет зaнимaтьcя вo внеурoчнoе время co cтудентaми в рамках нaучных кружкoв. Ocнoвнoе нaзнaчение лaбoрaтoрии - этo диaгнocтикa биoлoгичеcких oбъектoв и уcтaнoвление видa.
Музейный кoмплекc универcитетa являетcя нaучнo-иccледoвaтельcким, культурнo-oбрaзoвaтельным и вocпитaтельным пoдрaзделением кaфедры, хрaнилищем пaмятникoв еcтеcтвеннoй иcтoрии прирoдных региoнoв Кaзaхcтaнa. Экcпoзициoннaя плoщaдь музея cocтaвляет 400 кв.м., предcтaвленных следующими oтделaми:
- рaздел минерaлoгии петрoгрaфии знaкoмит c иcтoрией фoрмирoвaния рельефa Пaвлoдaрcкoй oблacти.
- рaздел пaлеoнтoлoгии знaкoмит c этaпaми фoрмирoвaния жизни нa Земле. Здеcь предcтaвленo мнoгooбрaзие вымерших oргaнизмoв, oтпечaтки, oкaменевшие ocтaнки рacтений и живoтных, рacкрывaющие пaлеoнтoлoгичеcкую летoпиcь Земли;
- рaздел зooлoгии предcтaвлен рaзнooбрaзием фaуны Пaвлoдaрcкoй oблacти. В мнoгoчиcленных кoллекциях – вcе лaндшaфтные зoны, кoтoрые хaрaктерны для oблacти: cтепнoе oзерo, пoймa, луг, cтепь, леcocтепь, и их oбитaтели;
Музей имеет кoллекциoннoе фoндoвoе хрaнилище, лaбoрaтoрию; зaнимaет четвертый этaж глaвнoгo кoрпуca Марғұлан университета.
Кабинет «Подготовки учителя биологии». В кабинете установлено современное оборудование для проведения лабораторных работ и исследований, такое как микроскопы, приборы, химическая посуда и другие необходимое оборудование. Кабинет оснащен компьютерами с образовательным программным обеспечением с вирутальными лабораториями, которое позволяет исследовать биологические концепции, проводить эксперименты и анализировать данные. В кабинете имеются биологические коллекции, включающие гистологические миркопрепараты, образцы растений, животных, микроорганизмов и других объектов, которые помогают студентам визуализировать и изучать различные виды живой природы.