Проект по STEM
Тема проекта:«Подготовка универсального педагога STEM-образования с использованием массовых открытых онлайн-курсов»
Сроки реализации: 2022 – 2024 гг.
Актуальность:Стратегия развития образования Республики Казахстан ставит новые ориентиры перед системой школьного образования, направленные на интеграцию знаний и увеличение роли STEM - образования. В Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726, об утверждении национального проекта "Качественное образование "Образованная нация" излагается, что до 2025 года обеспечить долю основных и средних школ предметными кабинетами физики, химии, биологии, STEM для создания комфортной, безопасной и современной образовательной среды. В мировой практике развитие интереса STEM – образованию начинают с дошкольного возраста используя в практике различные современные технологии для проведения экспериментов.
На данный момент в организации учебного процесса учителями казахстанских школ использование интеграции дисциплин минимально. В основном данное направление применяют в кружковых секциях. С целью выявления интереса и потребности или же возникновение различных проблем в использовании STEM обучения нами проведен онлайн опрос среди учителей школ.
Анализ данного опроса показал о повышенном интересе в интеграции нескольких дисциплин, таких как естественные науки, математика и/или инженерия в организации процесса обучения. Желание учителей в изучении следующих технологий для организации обучения школьников: программирование, робототехника, компьютерное моделирование и проектирование, разработка программного обеспечения,3D-моделирования/прототипирование, создание дополненной и виртуальной реальности.
Результаты опроса также помогли выявить основные преграды и проблемы учителей школ с внедрением STEM-подхода в образовании. У большинства преподавателей отсутствие понимания того, как интегрировать обучение STEM. Отсутствие соответствующих учебных материалов по STEM, учебников, руководств, справочников, литературы о STEM-образовании приводит к затруднению в поиске знаний для подготовки учебных материалов STEM. Немаловажным аспектом также является отсутствие необходимых ресурсов и оборудования (например, лаборатории, материально-технической базы), не дает возможность для самореализации и саморазвития учителей. С большой загруженностью учителей в школах вопрос недостатка времени для планирования и реализации мероприятий и подготовки учебных материалов STEM тоже является одной из проблем.
В связи с этими возникшими трудностями в организации STEM образования следует потребность в повышении квалификации STEM и оказания поддержки в разработке будущих учебных программ и способствовании повышению качества образования в школах. Организация подготовки универсального педагога STEM-образования с использованием массовых открытых онлайн-курсов даст возможность учителям в удобное для них время повысить свою квалификацию и приобрести соответствующие учебные материалы для дальнейшего применения их в учебном процессе.
Следует отметить, что на сегодняшний день в Казахстане нет аналогов по массовым открытым онлайн-курсам на основе разработанных учебно-методических комплексов по STEM – обучению.
2. Развитие технических секторов промышленности Казахстана требует подготовки соответствующих кадров. Поэтому в мировой практике уже в школе начинают развивать у школьников интерес к STEM – образованию, позволяющему на практике, например, при разработке робота, 3D моделей, дополненной и виртуальной реальностей использовать полученные теоретические знания по физике, математике и информационным технологиям. Все большую популярность приобретают курсы по робототехнике, по созданию и принтингу 3D моделей, разработка AR/VR объектов для младших и средних школьников.
В школах Казахстана интеграция разных направления дисциплин в одном уроке не преподается, однако в связи с исследованиями о высокой эффективности STEM технологий как средства мотивации и интеграции школьныхзнаний [11, 13, 14-17], очевидна необходимость введения элементов STEM технологий в систему школьного образования.
Таким образом, определяется важность подготовки педагогических кадров для преподавания STEM технологий в школе. Формирование у студентов знаний в области STEM как эффективной педагогической технологии превращает его в универсального педагога в STEM-образовании.
Следует отметить, что до сих пор не проводились целенаправленные исследования, нацеленные на развитие системы обучения STEM в условиях сотрудничества педагогического вуза со школой. Наше исследование может разрешать основные проблемы формирования высококвалифицированных педагогов в области STEM – образования.
3. Предлагаемая нами новая система, построенная на принципе сотрудничества вуза со школой, с Назарбаев университетом в рамках внедрения и разработки по STEM направлению.В результате данного исследования будет повышена мотивация школьников, направленная на глубокое изучение естественно-математических дисциплин и повышение престижа STEM - образования.
Цель:Создание массовых открытых онлайн-курсов для STEM обучения студентов образовательных программ естественно-научного направления подготовки педагогических кадров.
Ожидаемые и достигнутые результаты: 2022 год
- Анализ международного опыта подготовки педагогов STEM обучения.
- Определение структуры и содержания подготовки универсального педагога STEM образования в условиях сотрудничества педагогического вуза со школой.
- Определение содержания учебно-методического комплекса по подготовке педагога для организации STEM обучения в школе.
2023 год
- Разработка учебно-методического комплекса по подготовке педагога для организации STEM обучения в школе.
- Разработка элективного курса «STEM технологии» для студентов по направлению естественно-научной подготовки кадров в педагогическом вузе.
- Подготовка и организация, на базе имеющейся лаборатории по STEM обучению, кружков, научных проектов школьников и студентов по физике, технике и технологиям, математике, химии, биологии, информатике.
- Проектирование массового открытого онлайн-курса «STEM education» для организации STEM обучения в условиях сотрудничества педагогического вуза со школой.
- Освещение результатов исследования по внедрению STEM образования в систему обучения педагогического вуза в научных, педагогических и методических журналах.
2024 год
- Разработка учебно-методического комплекса по подготовке педагога для организации STEM обучения в школе и вузе.
- Проведение конкурса в Павлодарском педагогическом университете по защите научных проектов учащимися и студентами по STEM направлению.
- Разработка массового открытого онлайн-курса «STEM education» для организации STEM обучения в условиях сотрудничества педагогического вуза со школой.
- Проведение выставки научно-исследовательской продукции (роботов и программного обеспечения, дополненной и виртуальной реальности, 3D модели) на уровне вуза, города, области, республики.
- Издание печатной продукции по разработанному учебно-методическому комплексу по подготовке педагога для организации STEM обучения в школе.
- Освещение результатов исследования по внедрению STEM образования в систему обучения педагогического вуза в зарубежных журналах, индексируемых базой цитирования Scopus и Thompson Reuters, в других научных, педагогических и методических журналах.
Состав исследовательской группы
№ |
ФИО |
Должность |
1 |
Мухамедиева Кымбатша Мауленовна |
Руководитель проекта |
2 |
Нургазинова Гульбаршын Шарапиденовна |
Старший научный сотрудник |
3 |
Ельтинова Лаура Аманжоловна |
Старший научный сотрудник |
4 |
АбишеваИндираШайхыскаковна |
Старший научный сотрудник |
5 |
Мүсіркеп Мырзахмет Қожахметұлы |
Младший научный сотрудник |
6 |
Манапов Мират Каерович |
Младший научный сотрудник |
7 |
Шакенева Динара Кабдын-Каировна |
Младший научный сотрудник |
8 |
СагитоваМадина Николаевна |
Младший научный сотрудник |
9 |
Григорьев Борис Вячеславович |
Младший научный сотрудник |
10 |
Кабиева Асель |
Бухгалтер проекта |
Список публикаций
№ |
Название |
Издательств о, журнал (название, №, год, страницы) |
Ссылка |
1 |
Educational robotics technologies in Kazakhstan and in the world: comparative analysis, current state and perspectives
|
Astra Salvensis. Vol.6(11). Romania7, 2018. P. 665-686. SJR 0,2. |
https://astrasalvensis.eu/2018-2/ https://astrasalvensis.eu/wp-content/uploads/2019/07/Table-of-contents-.pdf |
2 |
Methodologic al system of educational robotics training: Systematic literature review. |
Espacios. Education. Vol.39(15). Venezuela, 2018. – P. 28-37. SJR 0,17. |