Перейти к содержимому страницы.

Проект по гендерной социализации

Тема проекта: «Педагогические основы разработки и использования дистанционной модели гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина»

Сроки реализации: 2020 – 2022 гг.

Актуальность:Немаловажным аспектом в жизни каждого человека является его принадлежность к определенному гендеру, фиксирующая представление личности о себе как носителе определённого гендера, включающая специфические для мужчин и женщин характеристики, потребности, мотивы, ценностные ориентации, особенности поведения. Гендерная принадлежность, глубоко проникающая в самосознание личности, задает вектор социализации индивида. Для успешной адаптации и интеграции в общество, как полноправного ее члена, ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование гендерных нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Гендерные роли усваиваются через подражание представителям своего гендера, через идентификацию с ними и обособление от противоположного гендера в определенные возрастные периоды.

Однако у детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах ограничены   возможности на познание  этих ориентаций. Проблема социального сиротства с каждым годом приобретает катастрофические масштабы, являясь одной из негативных тенденций современного общества. Детерминантами данного явления выступают не только меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, но и, прежде всего, падение морально-нравственных   устоев,     ценностей   семьи и    брака, потеря ответственности взрослых за судьбу своих детей и семей. Сегодняшние воспитанники детских домов в большинстве случаев являются социальными сиротами, имеющими родителей, которых государство лишило родительских прав по причине ненадлежащего воспитания. Эти негативные причины могут быть устранены путем такого гендерного воспитания, которое максимально восполняет отсутствие семьи и обеспечивает половое развитие личности детей, оставшихся без попечения, родителей.

Анализ исследований показывает, что ученые делают предметом анализа различные аспекты гендерного самосознания детей, оставшихся без попечения родителей: особенности становления гендерной идентичности у детей, лишенных родительского попечительства; взаимосвязь девиаций детей из учреждений интернатного типа с нарушениями процесса половой идентификации

Отмечая плодотворность данных исследований, следует признать, что вне поля зрения ученых остаются многие аспекты гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина, в этом принципиальное отличие идей Проекта от существующих аналогов.

Цель:Разработать и использовать дистанционную модель гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина.

Ожидаемые и достигнутые результаты: 2020 год

  1.  Исследована и обоснована сущность гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина, данные научные материалы вошли в содержание введения монографии «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина», и использованы при написании статьи «Gender socialization in anorphanage» на конференцию.
  2. Проведен анализ научно-теоретического состояния проблемы гендерной социализации детей в детском доме в процессе командировки в Нур-Султан в Национальную академическую библиотеку Республики Казахстан, данные научные материалы вошли в содержание Введения монографии «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина», составлен отчет по командировке.
  3.  Изучена и обработана философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по гендерной социализации детей в детском доме в процессе командировки в Алматы в Национальную Библиотеку РК, данные полученные научные материалы вошли в содержание введения монографии «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина», составлен отчет по командировке.
  4.  Определены       исходные      позиции      исследования       гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина, его методики и организации. Данные научные материалы вошли в содержание введения монографии «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина». Опубликована статья «Gender socialization in anorphanage» в сборнике конференции.

2021 год

  1. Разработаны принципы, содержание, методы и формы гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина. Данные научные материалы вошли в содержание 1 раздела монографии «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина»
  2. Разработаны принципы тендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина. Данные научные материалы вошли в содержание 1 раздела монографии «О гендерной социализации детей в детском доме в словиях ка антина»
  3. Разработаны содержание, методы и формы гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина, данные результаты были научно обработаны и вошли в содержание 1 раздела монографии «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина».

2022 год

  1.  Проведейы научные работы по разработке и использованию дистанционной модели гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина. Опубликована 1 статья «Socialization iп the orphanage» в рецензируемых отечественных изданиях с ненулевым импактфактором (рекомендованных КОКСОН)
  2. Разработана      структура      дистанционной       модели      гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина, данные результаты были научно обработаны и вошли в содержание 2 раздела монографии. «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях ка антина».
  3. Проведены работы по обоснованию индикаторов модели и запуску в использование дистанционной модели гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина; данные результаты были научно обработаны и вошли в содержание 2 раздела монографии «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина», создана и запущена работающая дистанционная модель гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина.
  4. Разработаны методические указания для воспитателей по гендерной социализации детей в детском доме. Будут опубликованы 2 статьи: «Remote model of socialization» и «Gender education in anorphanage» в рецензируемых отечественных изданиях с ненулевым импакт-фактором (рекомендованных КОКСОН). Подготовлена к изданию монография «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина», осуществлена научная командировка в г.Актау, в детские дома, составлен отчет по командировке.
  5. Проведена обработка, систематизация, литературное оформление полученных результатов исследования, данные результаты были научно обработаны и вошли в содержание Заключения монографии «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина».
  6. Сформулированы основные выводы, данные результаты были научно обработаны и вошли в содержание заключения монографии «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина».
  7. Разработаны и изданы методические указания для воспитателей по гендерной социализации детей в детском доме.
  8. Проведены работы по изданию монографии «О гендерной социализации детей в детском доме в условиях карантина» (на англ. языке), Будет опубликована статья «The model of socialization in the orphanage»     в рецензируемом научном издании, индексируемых международными базами данных Web 0f Science, входящих З (третий)квартили, и (или) входящем в базу Social Science Citation Index или Artsand Humanities Citation lndex, и (или) имеющем процентиль по Cite Score в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти).

Состав исследовательской группы Жапарова Баглан Магауовна - руководитель проекта;

Шнайдер Джанат Жантемирович- ведущий научный сотрудник; Ахмульдинова Айгуль Насыровна - ведущий научный сотрудник; Шнайдер Елизавета Александровна - ведущий научный сотрудник; Жантемирова Анна Джанатовна - ведущий научный сотрудник; Жолдасбекова Сауле Абдразаховн - ведущий научный сотрудник; Жумадилов Булат Зулхарнаевич - ведущий научный сотрудник; Люфт Алексей Валерьевич - ведущий научный сотрудник.

Публикации

  1. Социализация в детском доме // Вестник КазНПУ им. Абая, серия «Психология», №3(64), 2020 г https://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/98