Калимова Асемгуль Джамбудовна
Краткая информация о проекте
ИРН и наименование проекта: |
AP15473233 «Научно-теоретическое обоснование и методическое сопровождение обеспечения подготовки будущих учителей к интегрированному обучению младших школьников». |
Сроки реализации: |
С 01.09.2022 по 31.12.2024 гг. |
Актуальность: |
Одним из условий повышения качества профессиональной подготовки, обеспечивающей конкурентоспособность учителей начальных классов, выступает углубление знаний о процессах интеграции в обучении. Подготовка будущих учителей призвана обеспечить комплексность и полноту знаний, формирование системного мышления у студентов, осмысление предстоящей профессиональной деятельности в начальной школе, где у младших школьников закладывается фундамент целостного восприятия картины мира. Тем не менее, сложившаяся в педагогических вузах система подготовки будущих учителей начальных классов направлена преимущественно на освоение общеобразовательных, базовых компетенций будущей профессии. Учебно-методическое сопровождение по исследуемой проблеме недостаточно обеспечено. В связи с этим научно-теоретическое обоснование и обеспечение методического сопровождения подготовки будущих учителей к интегрированному обучению в начальной школе является важным направлением развития начального образования. Следовательно, проблемой нашего исследования является изучение и анализ теоретико-методологических основ подготовки будущих учителей к интегрированному обучению младших школьников и разработка учебно-методического сопровождения данного процесса. |
Цель: |
Научно-теоретическое обоснование и методическая разработка образовательного контента для обеспечения подготовки будущих учителей к интегрированному обучению младших школьников. |
Ожидаемые и достигнутые результаты: |
Ожидаемые результаты: - 5 (пять) статей в рецензируемом зарубежном или отечественном издании, рекомендованном КОКСОН МВОН РК; - монография со вкладом постдокторанта не менее 6 п.л., прошедшей рецензирование и рекомендованной к публикации не менее чем двумя обладателями ученого звания профессора и/или ученой степени доктора наук; - зарубежная научная стажировка в онлайн формате; - 1 (одна) статья в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index базы Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти); - 2 (две) статьи в материалах международных научных конференций; - 1 (одна) статья в научных изданиях ближнего зарубежья; - массовый открытый онлайн курс (МООК); - автоматизированная обучающая программа (АОП); - учебное пособие; - электронный учебник. Полученные результаты проектного исследования будут способствовать эффективному усвоению совокупности научно-теоретических знаний, практических умений и навыков у будущих учителей начальных классов; а также развитию профессионально значимых качеств для конкурентоспособности на рынке труда и решения актуальных задач социально-экономического развития Республики Казахстан. Достигнутые результаты: 1) Раскрыты истоки теории, методики и практики подготовки будущих учителей к интегрированному обучению в начальной школе на основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме проектного исследования. 2) Определена сущность и содержание понятия «интегрированное обучение в начальной школе»; «подготовка будущих учителей к интегрированному обучению в начальной школе». 3) Разработана теоретическая модель подготовки будущих учителей к интегрированному обучению в начальной школе. 4) Разработан образовательно-методический контент для обеспечения подготовки будущих учителей к интегрированному обучению в начальной школе. 5) В результате осуществления проекта подана к публикации одна статья в рецензируемое научное издание, входящее в ScienceCitationIndexExpandedили Social Science Citation Indexв базе Web of Science и (или) имеющий процентиль по Cite Score в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти). Список публикаций и патентов: 1) Опубликованы 2 статьи в материалах международных научных конференций; - Kalimova A.D., Zhekibayevа B.A. The essence of the concept of «integrated learning» in primary school. Achievement of high school: Материалы XVII международной научно - практической конференции (17 – 25 ноября 2022 г.). – София: « Бял ГРАД-БГ», 2022. – С. 137-140. - Kalimova A.D., Zhekibayevа B.A. On the readiness of future teachers for integrated learning in primary school. Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. ст. по материалам LXIV Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». – № 10(64). – М.: «Интернаука», 2022. – С.170-173. 2) Опубликована 1 статья в научных изданиях ближнего зарубежья; - Калимова А.Д., Жекибаева Б.А. Развитие процессов дифференциации и интеграции в педагогической науке. Молодой ученый. – 2022. - № 43 (438). – С. 308 – 311. 3) Получено авторское свидетельство на автоматизированную обучающую программу «Научно-теоретические основы интеграции в обучении» (свидетельство о внесении сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом от 28.10.2022, № 29789.); 4) Пройдена онлайн зарубежная научная стажировка в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, г. Минск, Республика Белорусь; 5) Опубликованы 2 статьи в рецензируемом зарубежном или отечественном издании, рекомендованном КОКСОН МВОН РК; - Kalimova A.D., Zhekibayevа B.A., Matayev B.A. Methodological support for the preparation of future teachers for the integrated education of younger students. Вестник Карагандинского университета. - Серия Педагогика. - 2023. - №1 (109). - С. 117 - 124. - Kalimova A.D., Zhekibayevа B.A. Роль элективного курса в формировании готовности будущих учителей к интегрированному обучению в начальной школе. Вестник Торайгыров университета. – Серия Педагогическая. – 2023. - № 1. – С. 265 – 275. 6) Получено авторское свидетельство на электронный учебник «Реализация интегрированного подхода в обучении младших школьников» (Свидетельство о внесении сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом от 06.06.2023, № 36764). |
Состав научно-исследовательской группы |
|
Калимова Асемгуль Джамбуловна |
|
Научный руководитель проекта |
|
Дата рождения: 18.04.1989 |
|
Магистр педагогических наук, преподаватель-эксперт |
|
Основное место работы: НАО «Марғұлан университет» |
|
Область научных интересов: Подготовка педагогических кадров к преподаванию на интегративной основе. |
|
Researcher ID: rid61502 |
|
Scopus Author ID: 57219292916 |
|
ORCID: 0000-0002-6861-6050 |
|
Список публикаций и патентов: 1. Калимова А.Д., Смаилова Д.Е. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся. Вестник ПГУ. Серия Педагогическая. - 2018. - №3. - С.195-202. 2. Zhekibayevа B.A., Kalimova A.D., Beisenova M.K. About the essence of the notion «integration» in psycho – pedagogical science. Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Педагогические науки». – 2019. - № 2(62). – С. 44 – 50. 3. Жекибаева Б.А., Калимова А.Д. Состояние оценки подготовки будущих учителей к интегрированному обучению в начальной школе. Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Серия «Педагогика. Психология. Социология». - 2019. - № 2 (127). - С. 66-76. 4. Жекибаева Б.А., Калимова А.Д., Комомиец О.М. Диагностика мотивационного компонента подготовки будущих учителей к интегрированному обучению в начальной школе. Вестник национального университета им. Аль-Фараби. Серия «Педагогические науки». - 2019. - № 2 (59). - С. 46 – 55. 5. Жекибаева Б.А., Калимова А.Д. Педагогическая интеграция как категория интегрированного обучения. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. Серия «Педагогика-Психология». - 2019. - № 3 (79). - С. 200-209. 6. Сарсекеева Ж.Е., Калимова А.Д. Системный подход в интегрированном обучении начального образования. Вестник ПГУ. - Серия Педагогическая, Педагогика. – 2019. - №3. - С.291-298. 7. Калимова А.Д. Формирование интегрированных знаний в обучении младших школьников. Вестник Академии педагогических наук Казахстана. – 2021.- № 1. – С. 66 – 72. 8. Калимова А.Д. Жапарова Б.М. Моделирование процесса подготовки будущих учителей к интегрированному обучению в начальной школе. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. – Серия Педагогика. Психология. Социология. - 2022. - № 3(140). – С. 224 – 231. https://doiorg/10.32523/2616-6895-2022-140-3-224-231 9. B.Zhekibayeva, A. Kalimova, Zh. Sarsekeyeva, S.Ossipova, G.Zhukenova Research on integrated learning upon enhancing cognitive activity in primary school. Journal of Intellectual Disability - Diagnosis and Treatment. – 2020.- Volume 8 (3). – Р.396 – 405. https://doi.org/10.6000/2292-2598.2020.08.03.16 10. A. Kalimova, Karimova, R., Khamzina, S., Fomina, T., Aigul, U. A study of pre-service teachers’ readiness for integrated learning in primary school. Cypriot Journal of Educational Sciences. – 2022. – Vol. 17. - Issue 5. – Р. 1567–1575. DOI: https://doi.org/10.18844/cjes.v17i5.7333 11. Жекибаева Б.А., Калимова А.Д. Сборник заданий для формирования интегрированных знаний младших школьников (программа для ЭВМ). Свидетельство о внесении сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом от 03 июля 2020 года, № 11253. 12. Жекибаева Б.А., Калимова А.Д. Практикум по выполнению интегрированных заданий для учащихся начальной школы (программа для ЭВМ). Свидетельство о внесении сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом от 26 мая 2021 года, № 17985. 13. Калимова А.Д. Роль элективного курса «Основы интегрированного обучения младших школьников» в системе подготовки будущих учителей начальных классов. ǴYLYM JÁNE BILIM – 2021: ХVI Международная научная конференция студентов и молодых ученых. – НұрСұлтан, 2021. – С. 4870 – 4874. 14. Калимова А.Д. Андрагогический аспект подготовки будущих учителей начальных классов. Материалы XVIIІ международного Евразийского научного форума. - IІ том. – Нұр-Сұлтан: Л.Н. Гумилев атындағы EҰУ, 2021. – С. 137 – 141. 15. A. Kalimova, Zhekibayevа B.A. Сборник заданий для формирования интегрированных знаний младших школьников. Свидетельство о внесении сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом от 03 июля 2020 года, № 11253. |
|
Жекибаева Ботакоз Абдрахмановна |
|
Научный консультант |
|
Дата рождения: 27.03.1958 |
|
кандидат педагогических наук, профессор |
|
Основное место работы: НАО «Карагандинский университет им. Е.А. Букетова» |
|
Область научных интересов: Проблемы профессионального образования и подготовки педагогических кадров, этнопедагогического образования студентов и этнического воспитания школьников, нравственно-эстетического взаимодействия субъектов педагогического процесса. |
|
Researcher ID: AAL-1029-2021 |
|
Scopus Author ID: 57194529148 |
|
ORCID: 0000-0003-0671-8550 |
|
Список публикаций и патентов: Количество опубликованных научных и учебно-методических трудов более 209 из них: - в журналах по базе Scopus (в соавторстве) – 7; - в изданиях, рекомендуемых КОКСОН МОН РК (в соавторстве) – 22; - в изданиях, размещенных в базе РИНЦ (в соавторстве) - 13; - монографий (в соавторстве) – 2; - учебников, учебных пособий (в соавторстве) – 5; - электронных учебников, АОП (в соавторстве) – 18. |