Инклюзивное образование и информатика
Тема проекта (внутривузовский конкурс 2022-2023 г.)
Методология применения Лего-технологии и образовательной робототехники для улучшения социальной коммуникации казахстанских детей с ментальными нарушениями.
Сроки реализации: 2022 – 2023 гг.
Актуальность проекта
Социализация лиц с особыми образовательными потребностями является важнейшей задачей современного образования. Особенно это касается детей с ментальными нарушениями, которые в большинстве случаев имеют низкий уровень коммуникации.
На сегодняшний день признанным является использование Лего- терапии (LEGO® Therapy) для адаптации детей работе в группе и улучшения социальных навыков. В исследованиях используются статичные наборы Лего. Робототехнические возможности же в инклюзивных группах не используются, хотя доказано, что наиболее эффективно обучение осуществляется в процессе сборки робота.
Поскольку робототехника является более сложной дисциплиной по сравнению с лего-строительством, важно разбирать процесс обучения на развитие функциональных навыков у ребенка. При сборке робота важно построить модель физического робота, затем построить алгоритм управления роботом, далее загрузить программу и исправить результаты работы. Весь этот цикл работ соответствует структуре деятельности, на каждом этапе которой происходит еще более интенсивное взаимодействие членов инклюзивной группы. Поэтому представляется важным использование прикладного поведенческого анализа в процессе обучения робототехнике детей с ментальными нарушениями, как доказательную технологию коррекции поведения для оптимального протекания процесса обучения.
Идея проекта - использование образовательной робототехники для улучшения социальной коммуникации детей. Подобные исследования еще не проводились.
Цель: разработка методологии обучения детей робототехнике с использованием Лего-технологии и прикладного поведенческого анализа для улучшения социальной коммуникации казахстанских детей с ментальными нарушениями.
6 Ожидаемые результаты [не более 300 слов] Полученные результаты будут направлены на:
- разработку новых подходов к развитию социальной коммуникации детей с ментальными нарушениями посредством использования Лего- технологии, образовательной робототехники и прикладного поведенческого анализа;
- развитие инклюзивного образования в Казахстане;
- разработку инновационных подходов к информатическому обучению детей с особыми образовательными потребностями с использованием прикладного поведенческого анализа;
Будут получены следующие основные научные результаты:
- На основании результатов изучения мирового и казахстанского опыта обучения образовательной робототехнике детей с ментальными нарушениями будет подготовлен аналитический обзор формирования социальной коммуникации детей посредством Лего-технологии.
- Будет разработано содержание обучения робототехнике для детей с ментальными нарушениями для повышения уровня социальной коммуникации с использованием прикладного поведенческого анализа.
- Будет разработана методика обучения детей робототехнике с использованием подходов Лего-терапии (LEGO® Therapy) и прикладного поведенческого анализа.
- Будут составлены методические рекомендации по обучению робототехнике детей в инклюзивной группе для развития их социальной коммуникации.
- Будет опубликована 1 статья в Педагогическом вестнике.
Результаты исследования будут ориентированы на следующих пользователей:
- школы, организовывающие инклюзивное образование;
- специалисты по инклюзивному образованию, тьюторы, педагоги, дефектологи, психологи, кураторы ;
- родители;
- государственные органы, ведомства по организации иклюзивного образования;
- психолого-медико-педагогическая консультация.
Исследовательская группа
Научный руководитель Проекта, Асаинова Алмагуль Жаяковна, кандидат педагогических наук, Директор Центра педагогических исследований, ассоциированный профессор Высшей школы естествознания НАО «Павлодарский педагогический университет. Педагогический стаж – 20 лет, в т.ч. научно-педагогический стаж – 18 лет. Опубликовано более 130 научных статей (в журналах, рекомендованных КОКСОН, сборниках международных, республиканских научных конференций, 5 статей опубликованы в журналах с импакт-фактором), получены более 50 авторских свидетельств на программные продукты, соавтор учебных пособий по образовательной робототехнике, одно из пособий рекомендовано Республиканским учебно-методическим советом.
Опыт работы по проблеме проекта:
- изучение и систематизация опыта обучения образовательной робототехнике;
- разработка образовательных программ по робототехнике;
- разработка методических инструкций, учебных пособий по робототехнике;
- преподавание робототехники;
- участие в международных проектах Эразмус+ по IT-направлению;
Индекс Хирша - 1. Профиль в наукометрической базе https://orcid.org/0000-0003-0909-9767 .
Ведущий научный сотрудник Аубакирова Жанара Тулегеновна, магистр естественных наук по специальности «Информатика», руководитель Инновационного инклюзивного образовательного центра. Рабочий стаж – 9 лет, в т.ч. научно-педагогический стаж – 2 года.
Опыт работы по проблеме проекта:
- специалист по прикладному поведенческому анализу;
- администрирование образовательных процессов;
- разработка и реализация программ коррекции поведения детей с ментальными нарушениями, их сопровождение детей при «Инновационном инклюзивном образовательном центре»;
- преподавание информатических дисциплин;
- психолого-педагогическая диагностика.
Член группы имеет большой опыт в адаптации образовательных программ с использование поведенческого анализа поведения. Многолетний опыт (6 лет) показал, что дети с ментальными нарушениями успешно адаптируются и обучаются естественно-научным дисциплинам в курируемом ею центре.
Список публикаций
Так как проект начат 1 июля 2022 года, публикации находятся на этапе подготовки.
Информация для потенциальных пользователей